Вчера, 27 февраля, режиссёр и художественный руководитель Нового Рижского театра Алвис Херманис опубликовал на своей официальной странице в Facebook семь правил этического кодекса для зрителей и сотрудников театра.
Журнал ТЕАТР. приводит текст манифеста полностью:
1. В нашем театре действует свобода слова.
2. Наш театр и политкорректность несовместимы.
Объект внимания театра – исследование человека во всех его проявлениях. Если мы позволяем проявиться только красивой и правильной стороне человеческой натуры, мы никогда не познаем его тайну и бездну – а это именно то, что нас интересует в нашей работе и жизни. Остальное просто скучно и неправда. Если политкорректность входит в театр, значит, его надо закрыть и разойтись по домам.
3. В нашем театре разрешено шутить на любые темы или рассказывать анекдоты без ограничений.
Если человек работает в театре или приходит как зритель, он должен научиться справляться с ситуацией, когда кто-то словесно задевает его чувства, потому что это проблема его собственного восприятия, а не других. Это – жизнь, и нормально жить среди других людей, которые отличаются от вас.
Если человек не справляется с этим и слишком уязвим – настоятельно рекомендуем отказаться от посещения театра.
4. В нашем театре разрешено флиртовать и заводить романы как между актёрами, так и между зрителями, в любых комбинациях.
5. В нашем театре могут работать люди с разными политическими взглядами. Чем они разнообразнее – тем лучше и интереснее.
6. В нашем театре можно не только не прятать и не стыдиться своих политических взглядов, но и не бояться открыто их высказывать и спорить о них.
7. В нашем театре каждому разрешено верить, что его убеждения самые правильные.
Да пребудет с вами Бог.
Алвис Херманис, художественный руководитель JRT
Кроме того, 23 февраля на своей странице в Facebook режиссёр высказался о проблемах, связанных со свободой слова и давлением идеологии политкорректности в Европе: «Мой личный опыт показывает, что поезд свободы слова в Германии уже ушёл. В Латвии, может быть, ещё есть надежда её сохранить, но вряд ли это удастся сделать. Социальные сети, в том числе государственные, уже сдались и играют за одно. В свою очередь, в сфере искусства в Латвии царит страх говорить открыто. Обстановка и атмосфера точно такие же, как в советское время, что я хорошо помню».
Напомним, Алвис Херманис – латвийский режиссёр, лауреат высшей театральной награды Европы — премии «Европа — театру» в номинации «Новая театральная реальность», премии «Золотая Маска» (2010, в составе творческой группы за спектакль «Рассказы Шукшина»). Сотрудничал с театрами Вены, Парижа, Москвы, Болоньи, Милана и Зальцбургским фестивалем. В 2015 году создал для Михаила Барышникова спектакль «Бродский/Барышников», а в 2019 – «Белый вертолёт». Среди его недавних работ: «Горбачёв» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в Театре Наций, о котором в блоге журнала ТЕАТР. писала Анна Банасюкевич, фильм «Агентство», «Приходите ко мне ещё» о латышских поэтессах 20 века.