Эдуард Бояков представил в Ельцин-центре свою концепцию культурного развития Екатеринбурга – «Екатеринбургский пульс». По словам Боякова, в окончательной версии документа будет 500 страниц. Ее планируют издать в феврале, после форума «Культуралика». Исследование проводилось в течение 6 месяцев.
Вместе с Бояковым над ним работали креативный директор агентства StreetArt Евгений Фатеев (раздел «Медиа и Дизайн»), директор Столыпинского центра, бизнес-аналитик и проектировщик Иван Карпушкин («Экономика»), Александр Зиновьев («Интернет, цифровое искусство»), арт-директор фестиваля «Большая перемена» Мария Кубланова («Искусство для детей»), глава Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Иванов («Кино»), театральный критик Лариса Барыкина («Музыка. Театр»), Сергей Каменский («Краеведение») и другие.
Прежде чем дать слово экспертам, Бояков обозначил 12 свойств города Екатеринбурга, среди которых: «Столица Урала – третья столица», «Уральские горы», «Город-крепость», «город-тракт», «уральская порода», «уральская фантазия и мифопоэтика», «город-завод», «город будущего», «современное искусство», «старообрядчество и меценатство», «русское покаяние» и «город горожан».
Общественник, экскурсовод, куратор различных городских акций в Екатеринбурге, Дмитрий Москвин в телеграм-канале «Коренной екатеринбуржец» дал оценку выбранным пунктам, отметив, что это «сборная солянка из названий лекций, конференций и медийных штампов последних лет». «Хуже всего, – написал он, – конечно, это натягивание на город концепта «покаяния». Он создает ту самую вилку — либо Екатеринбург город авангарда, либо «русская Голгофа». Ресурса на равнозначное развитие обоих векторов культурной политики у города нет. Но последний чиновникам удобнее, чем первый: там и ресурсы РПЦ+олигархи, и показатели стабильнее, и патриотично».
После представления некоторых разделов концепции Бояков ознакомил собравшихся с выводами-рекомендациями:
«Культурная среда – основа городского бренда. Образ екатеринбургского искусства в России существует, а внутри города сообщество понимает, насколько культурная среда богатая, а Екатеринбург не понимает и даже не догадывается, насколько это серьезное сокровище. Инновации не дают лучшей жизни, лучшую жизнь дает что-то другое».
«Культурная политика не согласована на трех уровнях. Город Екатеринбург – город столичный, город богатый. Есть институции, которые имеют федеральный, областной и городской статус. В этих отношениях много проблем сегодня. Надо перешагнуть и победить эту ситуацию, город должен быть един в культурной среде».
«Тема городского патриотизма нередко используется в общественных конфликтах. Екатеринбург должен вновь найти себя на карте России и Урала, ощутить свою уникальную, геософскую миссию «опорного края» русской цивилизации, «места силы», кладовой талантов, центра православия. Необходима интегральная краеведческая программа, способная стать аккумулятором символического капитала Екатеринбурга, инструментом духовного объединения жителей города, области, страны».
«Разобщенность творческих ресурсов. Мы практически не говорили о творческих кластерах. Это институции будущего».
«Много фестивалей, но нет лидеров. Необходима внятная фестивальная политика и фестиваль-лидер и фестивальный календарь, согласованный на трех уровнях».
«Накапливаются проблемы с художественным образованием. С одной стороны, очень серьезная база, с другой нет передачи компетенций «из рук в руки». Необходима региональная программа».
Как отмечают местные СМИ, отдельной темой, третьей осью культурных координат, помимо перпендикулярных осей «город-завод» и «город-тракт», стоит тема духовного роста, покаяния, веры.
«Екатеринбургская земля, как ни одна другая, требует очищения и молитвы представителей всех «лагерей». Союз, скрепленный такой молитвой, таким «консенсусом», может вызвать настоящий духовный и творческий подъем» , – убеждены авторы концепции.
Отметим, что подобный проект Эдуард Бояков делал во время работы в Воронеже, но «Воронежский пульс» журналисты, приглашенные для обсуждения, назвали его «сырым и поверхностным», хотя на его разработку было потрачено 4 месяца и около 8 миллионов рублей.
Напомним, что Эдуард Бояков в 1995 был директором фестиваля «Золотая маска», исполнительным продюсером скандальной оперы «Дети Розенталя» в Большом театре, первым в России ставил спектакли по Владимиру Сорокину. Совместно с Политехническим музеем создал «Политтеатр», а параллельно запустил проект «Человек.doc» о героях современности. В 2013 году был избран на должность ректора Воронежской государственной академии искусств, а в 2015 году был снят с поста. В 2014 году Эдуард Бояков начал активно поддерживать политику президента Владимира Путина. 12 марта он подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики главы государства на Украине и в Крыму. В 2018 году стал доверенным лицом кандидата в президенты. 4 декабря 2018 года был назначен художественным руководителем МХАТ им. М. Горького, о чем ТЕАТР. писал ранее.
Подчеркнем, что презентация не является мероприятием «Ельцин-центра», как сказали журналу ТЕАТР. в организации, это арендное мероприятие. Стоит заметить, что новые патриоты от культуры все чаще выбирают в качестве мест активности площадки с репутацией независимых, свободных центров творчества. В частности, премия «Автора – на сцену!», одним из организаторов которой является Юрий Поляков, пройдет на Новой сцене МХТ.
Фотография взята с сайта: novayagazeta.ru