16 марта в Москве начнется программа «Золотая Маска в городе», в рамках которой будет представлено 13 постановок на улицах и площадях, в музеях, библиотеках и офисных центрах.
Откроет программу инклюзивный спектакль «Упсала-Цирка» из Санкт-Петербурга, созданный по мотивам картин грузинского художника Нико Пиросмани – «Сны Пиросмани». О нем журнал ТЕАТР. рассказывал ранее. Его сыграют в Центральном детском магазине. Еще три питерских театра – Театр «ТРУ», «театр post» и «Театр. На Вынос» – покажут свои постановки в клубе «Китайский летчик Джао Да», Доме культуры ВДНХ и на улице.
27 марта постдраматический минимал-хардкор DIY-концерт «Фразы простых людей» представит театра «ТРУ».
«Форма, которую мы здесь предлагаем – проста, так же как просты фразы простых людей. Как писал русский философ, писатель, публицист и педагог Александр Герцен, «Одна часть русской интеллигенции обращает свой взор на Восток, а другая – на Запад, и вместе они создают единое тело Двуглавого Орла, единое сильное тело Двуглавого орла, который есть в каждом из нас, хотим мы этого или нет», – написано на странице спектакля», – написано на сайте фестиваля.
«Диджей Павел» театра post, как говорит один из актеров Иван Николаев, «не «Дискотека 80-х», не ностальгия по тому времени. Сегодня мы воспринимаем советскую эстраду в лучшем случае с иронией, как стеб, но песни, отобранные Павлом Пряжко и образующие законченный текст, кажутся абсолютно искренними: если в них и есть легкая ирония, то она заложена самими исполнителями. И не так уж важно, в какое именно высказывание складывается эта выборка – у всех нас воображение работает по-своему, а значит, для каждого она будет значить что-то свое. Куда важнее то, что все эти песни – классные, они цепляют, от них трудно оторваться, их хочется исполнять». Его покажут 30 марта.
«Театр. На. Вынос» сделает московскую версию спектакля-променада «Poe.Tri.». Это общее название цикла, в котором зрители перемещаются по городу, слыша и видя строчки тех или иных поэтов звучащими из окна, написанными на стене и т. д. По мысли режиссера, таким образом увязывается город и судьба поэта в нем. Каждый спектакль играется только один раз. «Созданный поэтом и режиссерами маршрут структурирует наше внимание, и все, что попадается зрителям на пути, приобретает новое — художественное — качество», – пишут о своей постановке организаторы. Спектакли пройдут с 21 по 23 апреля.
Региональная программа представлена спектаклями «Сказка на бубне» Театра обско-угорских народов «Солнце» из Ханты-Мансийска, в основе которого музыкальная культура различных народов мира, а спектакль построен как экскурсия от одного музыкального инструмента к следующему. В финале спектакля зрителям будет представлена история, разыгранная на бубне в виде теневого театра. Его будут показывать в течение всего дня 17 марта в Музее кочевой культуры. В Доме Пашкова 4 апреля исполнят балет «Дон Кихот» Музыкального театра Республики Карелия в постановке Кирилла Симонова, а в Московском международном университете Екатеринбургский театр музыкальной комедии покажет отрывок из мюзикла «Эвита».
Театры Москвы также покажут свои постановки. В магазине «Республика» 28 марта ЦДР покажет отрывок из спектакля «Однорукий из Спокана» В. Панкова, Театр Балет Москва» представит в Еврейском музее и центре толерантности 31 марта «В режиме ожидания Годо». Центр имени Мейерхольда сыграет две постановки – 3 апреля в Аптекарском огороде пройдет спектакль «Красная шапочка», 5 апреля в БЦ «Большевик» – «Лилиом». Завершит московскую часть программу 14 апреля постановка Студии «Low Tech» «Похвала праздности» на Хохловской площади.
«Спектакль решен в церемониальной эстетике цирка и посвящен праздности, игре, карнавалу и смеховой культуре. Мы попробуем соединить некоторые тексты философского толка – например, Михаила Бахтина и Вилема Флюсера. Отвечая на вопрос о том, как текст, написанный не для театра, может звучать сегодня на публике – мы затеем игру в цирк, с его ритуальной торжественностью, чтобы говорить о праздности и карнавальности, лежащих в основе человеческой культуры и театральности как таковой», – говорит постановщик Дмитрий Мелкин.
Site specific проект «Оптика», который представит 13 апреля Наталья Пшеничникова, создан специально для павильона «Оптика», находящегося на территории ВДНХ. Выстроенный в 1937-1954 годах, в этом столетии павильон стоял пустым и находился на реставрации. «Уникальная акустика павильона позволяет работать с его пространством как с инструментом, что в свою очередь дает возможность создать не только музыкальное произведение, но ситуацию для его восприятия. Дуализм видимого и невидимого, источника и отражения в звуковом выражении создают ситуацию, совмещающую возникающую в реальном времени звуковую инсталляцию и непосредственный перформанс. При этом медитативный характер происходящего и специально созданная возможность расслабленного и одновременно концентрированного восприятия взаимно усиливают друг друга», – отмечают создатели проекта.
Программа «Золотая Маска в городе» проводится шестой год подряд и неизменно становится одним из самых запоминающихся событий Фестиваля. Ранее журнал ТЕАТР. писал об номинантах фестиваля, программах Института театра и Детского Weekendа, а также «Золотая маска в кино» и зарубежной программе.
Фотография с сайта фестиваля