Исаев и Арзамасова сыграют в Театре Наций «путевой блог» Достоевского

Промо-фото спектакля "Зимние заметки о летних впечатлениях". Фото Иры Полярной (предоставлено пресс-службой театра).

3, 4 и 21 марта на Малой сцене Театра Наций пройдёт премьера спектакля Елены Невежиной «Зимние заметки о летних впечатлениях». Постановка, основанная на очерке Достоевского, откроет масштабную юбилейную программу театра «Достоевский 200».

Напомним, впервые премьера «Зимних заметок о летних впечатлениях» была анонсирована Театром Наций во время презентации планов на сезон 2020-2021. Сейчас театр рассказал о будущем спектакле подробнее.

В основе «Зимних заметок о летних впечатлениях» — одноимённое сочинение Достоевского, жанр которого точнее всего определяется как травелог. Долгое время критики считали этот цикл путевых очерков публицистическим, а не художественным, и по сей день «окончательного жанрового определения» для них не выбрано. В этой серии из восьми очерков-эссе, написанной зимой 1863 года после первого заграничного путешествия писателя, живые впечатления соединяются с ироничными замечаниями, а художественная составляющая — с философской. Остроумный текст сам Достоевский публиковал в редактируемом им журнале «Время» с подзаголовком «Фельетон за всё лето» (февраль и март 1863), а Театр Наций анонсирует первую в истории театральную версию «Зимних заметок…» как «блог путешественника».

«Благодаря манере изложения и разнообразию тем, волнующих автора, такой очерк вполне мог бы оказаться и на страницах современного глянцевого журнала или стать трэвел-блогом, — рассказывает режиссёр и автор инсценировки „Зимних заметок…“ Елена Невежина. — Ведь в путешествиях есть своя странная дорожная метафизика — долгий путь, вечер, все разговоры завершены, ты видишь пейзаж за окном, своё отражение в стекле и начинаешь задумываться о серьёзных вещах, на которые никогда не хватает времени в обычной жизни. А если уж отправляешься в путь с самим Фёдором Михайловичем, то понимаешь, что многие вопросы, волнующие современный мир — взаимоотношение и пути развития России и Запада, разница культур, — задаются уже много столетий. Не мы первые, не мы последние».

Необычный выбор материала для старта «достоевской» программы Театра Наций в контексте закрытых из-за пандемии границ обрёл дополнительную актуальность, хотя к исследованию «дорожной метафизики» создателей спектакля подтолкнула отнюдь не невозможность реального путешествия в Европу. По мнению Елены Невежиной, обстоятельства поездки как таковой метафоричны сами по себе: «Любая совместная жизнь — это дорога, путешествие, — говорит она. — Поэтому где, как не в поезде, предаться фантазиям и мечтам: а что, если бы этот человек напротив был бы моим возлюбленным, моим мужем, моим сыном? Как сложилась бы жизнь?».

В спектакле будут два героя — Он и Она («сам автор и его попутчица», как говорится на сайте театра). Играть их будут Илья Исаев и Елизавета Арзамасова — для обоих «Зимние заметки…» станут второй работой на сцене Театра Наций: Арзамасова играла одну из центральных ролей в «Камне» Филиппа Григорьяна по пьесе Мариуса фон Майенбурга, а Исаев занят в «Иранской конференции» Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева. За художественное решение спектакля отвечает Анастасия Глебова — она не только автор сценографии и художник по костюмам «Зимних заметок…», но и художник по видео. Видео в предстоящей премьере станет значимой частью действия: «За окнами поезда, в видеопроекциях, зимняя Россия встретится с летней нарядной Европой, — говорится в описании спектакля. — Причём порой они будут бежать навстречу друг другу, а временами идти параллельно. Лондон Сити с его мегамоллами и распродажами, Кёльнский собор, старинный парфюмерный дом Жана Мари Фарина, подаривший миру известный одеколон… <…> Создатели спектакля надеются, что зритель, совершивший интеллектуальное путешествие с классиком через свободные границы Германии, Франции, Италии, Швейцарии, посмотрит на мир новым взглядом». Кроме того, в постановочной группе «Зимних заметок…» художник по свету Анна Третьякова и автор звукового оформления Владимир Циринский.

В официальном релизе спектакля Театр Наций напоминает, что премьера «Зимних заметок о летних впечатлениях» станет первым событием в рамках программы «Достоевский 200», в которую также войдут «квиз, сторителлинг актрисы Театра Наций Елены Гориной, оперная лаборатория композитора Владимира Раннева, конкурс идей для аудиовизуальных работ под патронажем куратора кинопрограммы российского павильона XVII Венецианской архитектурной биеннале Владимира Надеина, киноальманах под кураторством режиссёра-документалиста Марины Разбежкиной, лаборатория режиссёров драматического театра». Напомним, премьера «Зимних заметок…» станет одновременно частью другого «достоевского» проекта — спецпрограммы «Золотой Маски» «Достоевский и театр», которая откроется 26 февраля.

Комментарии
Предыдущая статья
Выставку «Демидова Фест 2020» покажут онлайн 24.02.2021
Следующая статья
Алексей Франдетти выпускает в «Глобусе» антифашистский мюзикл 24.02.2021
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.