Здесь и сейчас

.

В Новом пространстве Театра Наций вышел спектакль Дмитрия Брусникина «До и после» — совместный проект Театра Наций, фестиваля «Территория» и Благотворительного фонда поддержки деятелей искусства «Артист».

Зрителей, пришедших на «До и после», ждет опыт вовлеченности — весь спектакль построен как путешествие по маленьким отсекам — условным комнатам, в каждой из которых помещен кусочек чужой жизни. В начале же всех собравшихся на первом этаже Нового пространства искушают: можно пойти в неизвестность, а можно остаться тут и выпить чаю с домашним пирогом. И большинство рвется наверх, к людям.

Студенты-второкурсники Мастерской Дмитрия Брусникина этих самых людей попытались «отсканировать» и представить в театре достоверности. Опыт знакомства с прототипами — и есть главное приключение спектакля. Герои, с которыми брусникинцы провели четыре месяца кряду, пытаясь «снять» их характер, манеру говорить и психофизику, тоже родом из театра — просто в силу возраста они оказались уже по ту сторону и рампы. Среди пятнадцати подопечных фонда «Артист», героев «До и после», есть артисты московских театров (Армии, Станиславского, Оперетты), работница пошивочного цеха, целых два театроведа, костюмер, помреж и даже директор Большого зала консерватории. Опыт документального театра показывает — трудно работать с «культурными героями», с теми, у кого складная речь, хорошие манеры и секреты спрятаны глубоко внутри. Прибавим исконное театральных лукавство и поймем, что материал для «вербатима» в «До и после» — сложный. С ним и пришлось иметь дело драматургу Михаилу Дурненкову, сохранившему рассыпанную в словах индивидуальность человека.

В каждой из комнат, куда нужно сначала позвонить, а потом уже войти, тебя ждет новая история или ее фрагмент: у кого-то — это история длиной в целую жизнь, с любовью, переездом, гибелью мужа и онкологическим диагнозом, у кого-то — закольцованное, много раз уже воспроизведенное воспоминание о давней любовной связи, у кого-то — сожаление о не сыгранных ролях, но ничего личного, у кого-то — почти маньяческие признания о технике знакомства с женщинами; кто-то же и вовсе гостеприимно встречает посетителей и только вскользь рассказывает о жизни в театре, даря взамен опыта — радость сиюминутного узнавания человека. Набившись в маленькую комнату, зрители стоят или сидят, оказываясь на минимальном расстоянии от героев — и эта дистанция становится самым серьезным испытанием для участников и свидетелей «До и после».

Пространство, сконструированное Ксенией Перетрухиной, отсылает к музею — точнее, к ритуалу, который сопровождается смотрителем, пускающим внутрь деревянного куба и следящим за тем, чтобы людские потоки равномерно перемещались и не слишком долго стояли в очереди. Сами актеры точно регулируют время, отведенное на исповедь, — в какой-то момент говорят, что устали, или что пора собираться в санаторий, или приглашают в другой раз на чай и печенье, но на сегодня сеанс закончен. Есть в этом что-то церемонное, отрезвляющее: в этот момент понимаешь, что и рассказу, и откровенности наступил конец.

В искренности и гуманистическом порыве авторов «До и после», бережно расставивших драматургию чувств в своем спектакле, заключена половина успеха. Дело не в жалости — все будут старыми, а в том интересе, который был у молодых артистов к «донорам». Пытливом вдвойне, потому что, слушая рассказы о прошлом, они как бы заглядывают в свое будущее: ведь многие из «ветеранов сцены» говорят об искусах профессии и той тревоге, которая будет всегда рядом с тобой после окончания актерского курса. В этом смысле важна именно связь — через театр как общее для тех и этих место, прекрасное и ужасное одновременно. И когда в финале исполнители выносят на руках фотографии своих героев, столкновение с реальным присутствием людей, которых мы только что видели в качестве персонажей, ошарашивает. Этот неизменный «фокус», сопровождающий внедрение документа в театр, всегда эффектен и опасен. Разглядывая черно-белые снимки, невольно думаешь о том, как трудно перешибить подлинное — мастерством, даже и очень хорошо сделанного актерского наблюдения. Поэтому, возможно, лучшие сцены «До и после» — те, в которых молодым актерам удается нащупать живую связь со своим собеседником и ощутить ее прямо на наших глазах, здесь и сейчас.

Ближайший показ — 10 апреля

Комментарии
Предыдущая статья
След от голоса 01.03.2017
Следующая статья
Теорема покаяния и аксиома вины 01.03.2017
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…