Забастовка в Париже: в течение двух недель отменяются спектакли в Парижской опере и Комеди Франсез

Фото @Ольга Вайсбейн

Во Франции проходит национальная бессрочная забастовка против пенсионной реформы, которая, в частности, должна упразднить специальные режимы пенсий. Под действие реформы попадают знаменитые театры Парижская опера и Комеди Франсез. Зрители заранее не знают, будет отменен спектакль или нет.

Новая пенсионная реформа предполагает отмену всех 42 специальных режимов и введение универсальной системы. Артисты, хор, музыканты и службы уже в течение двух недель отказываются играть в спектаклях и участвуют в манифестациях. Так, с 5 декабря не состоялось ни одного спектакля ни в Opera Garnier, ни в Opera Bastille. Промежуточный ущерб в опере оценивают «более чем в €5 млн», и это только деньги от продажи билетов за как минимум 30 отмененных спектаклей.

Спектакль монтируется, готовится к вечернему показу, но поскольку в забастовке может участвовать каждый сотрудник, после переклички выясняется, что коллектив не укомплектован для выхода на сцену. Именно так некоторые спектакли отменялись едва ли не за час до начала. Ольга Вайсбейн, которая находится сейчас в Париже, рассказывает, что строить театральные планы — пустое занятие. Например, 19 декабря отменили спектакль «Электра/Орест» в Комеди Франсез. Причем еще днем она не знала, что будет вечером. Также в эти дни из-за забастовки отменялись спектакли «Плутни Скапена», «Жизнь Галилея» и др.

Такие способы отстаивания своих прав французские театры используют не впервые.

В Парижской опере прибегают к ним, как только правительство предпринимает попытки пересмотреть ее специальный пенсионный режим. За последние десять лет было несколько похожих попыток и были отмены спектаклей, но такого масштаба забастовка еще не достигала. Этот режим — важнейшая часть системы соцзащиты Парижской оперы, одной из самых старых во Франции. Его основал вместе с Оперой (Королевской академией музыки, если точнее) сам Людовик XIV, и за три века этот статус только укреплялся и обрастал привилегиями. Согласно ему, балетные артисты Opera Garnier выходят на пенсию в 42 года (пенсия артистов кордебалета, например, составляет чуть больше €1 тыс., что меньше минимальной зарплаты во Франции), хор — в 50 лет, техперсонал — в 55 лет, оркестр — в 60 лет, администрация — в 62 года. Пенсионеров около 1,8 тыс. человек (примерно столько же и работающих в Опере). Их пенсия складывается из начислений в частный пенсионный фонд Оперы и из государственных выплат. По данным за 2017 год, государству пенсионеры Оперы обошлись в €14 млн из €27 млн ее общего пенсионного бюджета. И теперь государство хочет избавить себя от этих обязательств.

В ближайшее время в Министерстве культуры должна состояться встреча с представителями профсоюзов. Следующая встреча запланирована на начало 2020 года. Законопроект должен быть представлен на Совете министров 22 января, и по итогам масштабной манифестации 17 декабря Эмманюэль Макрон призвал премьера Эдуара Филиппа его «улучшить», в частности, в вопросах, учитывающих «тяжесть профессии» — главный аргумент балетных артистов.

При подготовке текста использована материалы газеты Коммерсантъ.

Комментарии
Предыдущая статья
В “Красном факеле” представят премьеру Александра Баргмана по пьесе Фернана Кроммелинка 20.12.2019
Следующая статья
32-е заседание по делу «Седьмой студии»: защита предложила Рыжакова, Трубочкина, Мозгового, Ревякину в качестве новых экспертов 20.12.2019
материалы по теме
Блог
Нестойкий принц: никто из героев оперы Вагнера не поддерживает войну, развязанную германским королем, но все оказываются её соучастниками
В конце октября в Париже с большим успехом прошел премьерный блок показов «Лоэнгрина» в постановке Кирилла Серебренникова (следующие даты показов будут вот-вот объявлены). На одном из спектаклей побывала наша корреспондентка.