Сегодня, 25 ноября, а также 26 и 27 ноября, в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко пройдёт премьера балета «Щелкунчик» в постановке Юрия Посохова. Дирижёр-постановщик — Иван Никифорчин.
«Щелкунчик» станет первой балетной премьерой при новом руководстве — напомним, возглавлявший балетную труппу МАМТа Лоран Илер 27 февраля ушёл в отставку и покинул Россию «в связи со сложившейся ситуацией». 24 марта его сменил на этом посту танцовщик и хореограф Максим Севагин.
В пресс-релизе МАМТ напоминает, что 2022 год для главного названия «зимней театральной афиши» — юбилейный: «Щелкунчику» исполняется 130 лет. Эта дата стала поводом для переосмысления легенды и создания её необычной версии. Участвовать в постановке будет «без преувеличения вся балетная труппа театра», как сказано в соцсетях МАМТа. В частности, Мари сыграют Оксана Кардаш, Ксения Шевцова, Наталья Сомова и Эрика Микиртичева, Принца — Дмитрий Соболевский, Денис Дмитриев, Сергей Мануйлов и Иван Михалёв, а Дроссельмейера — Максим Севагин, Георги Смилевски и Евгений Жуков.
Премьера станет для театра во многом новым опытом. Прежде всего, это первый опыт сотрудничества МАМТа с хореографом Юрием Посоховым. Он стремился создать необычного «Щелкунчика»: сохранив музыку Чайковского, Посохов использует оригинальное либретто, которое приблизит балет к литературному первоисточнику — повести Гофмана. В частности, на сцене появятся герои книги, «исключённые из канонических либретто», — сказано в пресс-релизе спектакля.
Посохов рассказывает: «Благодаря Театру имени Станиславского у меня появилась возможность создать спектакль, о котором я думал многие годы. С новыми декорациями, костюмами и хореографией, которую мне пришлось переосмыслить, мы надеемся создать спектакль, не похожий ни на какие другие постановки. Я не ставлю классический балет с пантомимой: для меня танец — живой язык от начала до конца. Артистам пришлось заговорить на моём языке: отказаться от знакомых шаблонов, столкнуться с непривычной музыкальностью и новыми переходами. Но у артистов МАМТа огромный опыт в исполнении современной хореографии, и мы друг друга поняли».
Эскиз сценографии спектакля «Щелкунчик» © stanmus.ru
Напомним, именно Юрий Посохов стал соавтором «режиссёрских» балетов, поставленных в последние годы в Большом театре: «Героя нашего времени» и «Нуреева» Кирилла Серебренникова и «Чайки» Александра Молочникова. За работу над всеми этими спектаклями Посохов номинировался на премию «Золотая Маска» и стал её лауреатом за постановку «Нуреева».
Однако у «Щелкунчика» режиссёра не будет, несмотря на своеобразную «литературоцентричность» замысла. Последняя скажется и на необычной сценографии, сочинённой художницей Полиной Бахтиной: всё пространство сцены займёт декорация в виде книги, а действие будет сопровождаться «фокусами», как их называет сама Бахтина. «Их задача — погрузить зрителей в состояние ребёнка, в состояние счастья и заставить поверить, что всё возможно», — говорит художница. Для неё столь масштабная балетная постановка станет своеобразным дебютом — хотя ранее художница работала над более камерными и «авангардными» музыкальными и пластическими спектаклями. Отметим, что на конец сезона 2022-2023 запланирован новый совместный проект Посохова и Бахтиной — в Большом театре они должны выпустить балетную версию «Пиковой дамы».
Дебютной работой в балете станет этот спектакль и для молодого дирижёра-постановщика Ивана Никифорчина. По его словам, в «Щелкунчике» он стремится «добиться от оркестра МАМТа подлинно концертной, рельефной звучности», чтобы музыкальная, хореографическая и театральная составляющая могли существовать на равных.
Что касается визуального решения постановки, то отвечать за него будет большая команда художников. Помимо Полины Бахтиной, над премьерой работают художник по свету Нарек Туманян, художник по костюмам Сандра Вудалл, видеохудожник Сергей Рылко, а также художники-аниматоры Юлия Гильчёнок и Игорь Соколовский.