В Москве 28 февраля откроется «Выставка вещей № 2», где найденные в реальной квартире артефакты прошлого станут поводом для художественного и теоретического осмысления рубежа 1980-1990-х.
Авторы идеи и организаторы выставки, Лиза Спиваковская и Михаил Колчин, создали её в пространстве квартиры в «хрущёвки», составив из найденных в ней вещей своеобразное арт-пространство, в котором ключевой стала тема «момента перехода»: перехода из одного пространство в другое (сохранившиеся вещи остались после переездов или вопреки им); перехода между двумя десятилетиями, а в итоге — двумя странами (конец 1980-х — начало 1990-х); наконец, переходу из детства в юность и зрелость, взросление и память.
Собирая всё это в целое, одна из комнат будет посвящена позднесоветскому «мальчишескому детству», другая — постсоветскому «девчачьему детству». Работать над проектом были приглашены семь художниц, практически все из которых являются сценографами или имеют какое-либо ещё отношение к театру: Ваня Боуден, Наташа Базова, Алина Журина, Катя Канке-Заиканова, Настя Кузьмина, Катерина Мотылёва и Вика Сорокина. Кроме того, все они родились в период, который выставка исследует, — в промежуток конца 1980-х — начала 1990-х.
Помимо основной экспозиции, выставка предполагает три специальных события (при этом тоже имеющих отношение к театру): 29 февраля пройдёт разговор под названием «„Кукла Маша, кукла Даша, просто дети стали старше“: поп-культура 1990-х глазами современных тридцатилетних» (модератор — литературный критик и сценарист Полина Рыжова, 2 марта критик, продюсер Саша Воробьёва и дизайнер, иллюстратор Маша Панихина представят свой проект «Раскраска» — сбор личных женских историй поколения «25+», начатый в рамках «Охоты за реальностью» Театра.doc, а 7 марта театральный исследователь Елена Гордиенко проанализирует «Выставку вещей № 2» в театральном контексте (встреча «Между публичным и интимным: „Выставка вещей“ как театр in situ»).
О том, почему вообще эта история связана с театром, Лиза Спиваковская рассказала журналу ТЕАТР.: «В идее этой выставки меня интересуют прежде всего сенситивные, перформативные свойства вещей. „Выставка вещей № 2“ ещё и очень личная для меня, речь идёт об истории моей семьи и о квартире, в которой я выросла. Это такой (может быть, очень странный) способ работать с собственными воспоминаниями. К тому же, мы пригласили к участию семерых художниц, и по списку имён видно, что многие из них работают в театре. Это тоже, конечно, влияет на тип мышления и взгляд, которые мы предлагаем зрителям. Также важно сказать, что „Выставка вещей“ — низовая, внеинституциональная инициатива. Это даёт много свободы, например, освобождает от необходимости давать точные жанровые определения. Но главное — мы здесь имеем дело, прежде всего, с пространством и очень специфическими временными рамками: это место, облик которого скоро будет изменён до неузнаваемости. А в этом ведь и есть проблематика и хрупкая природа театра».
«Выставка вещей № 2» содержит в своём названии номер неслучайно: первый опыт подобного осмысления недавнего прошлого через взаимодействие с реальным жильём и его «содержимым» был предпринят в Казани в прошлом году, и отчасти новая работа становится продолжением проекта. Определяющий фактор здесь — смена ракурса: «Авторы идеи уверены, что любой дом может стать поводом для творческой рефлексии: будь то бабушкина квартира в преддверии ремонта, заброшенная дача или апартаменты, снятые в отпуске на сайте Аirbnb».
Посетить выставку по адресу 4-я Гражданская улица, д. 37, корп. 2, кв. 50 можно до 7 марта с 12 до 20. Вход свободный.