30 сентября в Музее-усадьбе Шаляпина откроется выставка «Театр. Художники».
Российский национальный музей музыки, Фонд имени К.А. Коровина «Спасём вместе» и галерея «Веллум» подготовили совместную выставку «Театр. Художники», посвящённую театрально-декоративному искусству конца XIX — первой половины XX века — эпохе, когда сценография стала отдельным искусством.
На выставке можно увидеть подлинники работ Валентина Серова, Александра Бенуа, Михаила Врубеля, Фёдора Федоровского, Юрия Анненкова, Петра Вильямса.
Проект приурочен к Году театра в России и 80-летию памяти Константина Коровина. Значимый раздел выставки связан с его творчеством. Практически вся его жизнь была посвящена театральной живописи. Как художник-сценограф он начинал в частной опере Саввы Мамонтова. Первая работа Коровина — спектакль «Виндзорские проказницы» О. Николаи (1885). Под руководством В. Поленова Коровин выполнил декорации к опере «Аида» Дж. Верди, затем уже самостоятельно к операм «Кармен» Ж. Бизе и «Лакме» Л. Делиба (все — 1885). Критики писали: «Все три декорации „Лакме“ художника Коровина вполне прекрасны — от них точно веет тропическим зноем Индии. Костюмы сделаны со вкусом, более того — они оригинальны».
В 1900 году Коровин получает приглашение в Большой театр, где он впоследствии проработал четверть века (до 1924 г.), оформив свыше пятидесяти опер и балетов: «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Садко» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Хованщина» М. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова и др.
Константин Коровин воплотил принципиально новую для театра роль художника-соавтора спектакля. «Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы», — говорил сам художник. Он внес психологизм и смысловую выразительность в художественное оформление театральной постановки.
В рецензии на премьеру балета «Корсар» А. Адана в 1912 году Голоушев писал: «Здесь не художник и машинист сцены принимают участие в создании хореографического образа, а балетмейстер придает динамику живописному образу, предложенному декораторами. Точно ожили и задвигались, комбинируясь в бесконечные сочетания, импрессионистические пятна из лучшего коровинского полотна».
Помимо спектаклей Большого театра, Коровин оформлял постановки Мариинского театра и Русских сезонов Сергея Дягилева.
Среди представленных на выставке работ — эскиз декорации Константина Коровина к балету Ц. Пуни «Конёк-Горбунок» (постановка Большого театра, Москва, 1901) и зарисовка костюмов Князя и Наташи Михаила Врубеля (к опере А. С. Даргомыжского «Русалка», Москва, 1890-е). 34 работы — из фондов Российского национального музея музыки, 27 — предоставлено Фондом имени К.А. Коровина «Спасем вместе», 2 предмета живописи — из частных коллекций известных русских коллекционеров и меценатов Л. Агафоновой и А. Мочальского.