Юбилейная выставка, которая открылась сегодня, 20 ноября, представляет зрителям театральные работы Ивченко, содержательно не замыкаясь в стенах БДТ.
Выставка, подготовленная к юбилею, состоит из шести стендов, на каждом из которых — фотопортреты актёра, играющего роли (включая в своём роде «роль» режиссёра), цитаты размышлений самого Ивченко, высказываний режиссёров, работавших с ним в БДТ, а также текстов, написанных об актёре театроведом Еленой Горфункель. Однако особенно примечательно, что у каждого стенда посетители БДТ могут «побыть наедине» с Валерием Ивченко: все стенды снабжены небольшими экранами и наушниками.
Примечательно, что художники Группы 10, работавшие над юбилейной выставкой, не ограничились в выборе материалов не только привычным форматом (наушники привносят нетривиальный элемент инсталляции), но и 35-летним периодом жизни Валерия Ивченко, который он отдал БДТ: на стендах — роли, сыгранные актёром не только на сцене Большого драматического, но и украинских театров, где он работал раньше: Киевского драматического театра им. И. Франко и Харьковского драматического театра им. Т. Шевченко.
В книге Вадима Гаевского «Флейта Гамлета» спектаклю Георгия Товстоногова «Смерть Тарелкина», дебютному спектаклю Ивченко в БДТ и вообще в России, посвящена отдельная глава. Валерий Ивченко играл Кандида Тарелкина — эта работа стала знаковой не только для самого артиста, но и для театра в целом. Приводим фрагмент из статьи «Петербургский Кандид» (упомянутой выше главы книги): «Удивительный актёр, как бы ваяющий свою интонацию, свой жест, даже свой взгляд, — настолько все выразительно и рельефно, настолько все выявлено и воплощено. Актер-ваятель, мыслящий и чувствующий пластично. При этом он быстр, внутренне чрезвычайно подвижен, способен к молниеносным перевоплощениям и переходам (без чего Тарелкина-Копылова не сыграть), способен исполнить классическую трагедию и грубый фарс, но то и другое — остранённо, чуть холодно, чуть иронично. При этом он полон скрытых страстей, с избытком наделён тем редким качеством, которое можно назвать темпераментом мысли, огнём ума. И в Тарелкине Ивченко играет прежде всего ум — ум яростный, ум низкий, но независимый, ум воспалённый.
Но кто такой этот молодой человек с бледным лицом и улыбкой, отчасти мефистофельской, отчасти подловатой? Мститель, соглядатай, игрок? Всего понемногу. Может быть, заговорщик, а может быть, шпион? Тоже возможно. Ивченко играет все вариации петербургского «человека из подполья». Иными словами, он играет «подпольного человека», способного к любым превращениям, а не только к превращению в старика (что он делает по ходу спектакля). Это уже не актёрство, не протеизм, не только игра масками — это моральная способность стать кем угодно и это маниакальная (ещё не отмеченная ни в психологии, ни в драматургии) страсть быть кем угодно, но только не собой. Тарелкин у Ивченко — Фауст-наоборот, молодой человек, захотевший стать стариком, чтобы освободить себя от непосильных жизненных обязательств.
(…) Это классическая петербургская мечта о могуществе, о власти над судьбой, над людьми, над деньгами. Это сюжет многих пьес, повестей и романов. Но, сохраняя напряжённость и драматизм, Сухово-Кобылин снижает — травестирует — сюжет, гротесково преображая все обстоятельства и все аксессуары. Германн из «Пиковой дамы» искал могущества за зелёным столом, с помощью трёх карт «Венеры московской», Тарелкин ищет могущества, выкрадывая бумаги Варравина и инсценируя свою смерть с помощью тухлой рыбы и фальшивых слёз кухарки Мавруши. Безумная идея Германна неотделима от красоты, мошеннический план Тарелкина неотделим от шантажа, безобразия и вони. Но страсть у них одна, страсть у Тарелкина подлинная, не подставная. На этом настаивает драматург и это играет актёр. Актёр играет мечту, ставшую мошенничеством, воровством, и мошенничество, ставшее призрачной мечтой и огненной страстью».
Юбилей, который Ивченко празднует сегодня, артист провёл на сцене — играл моноспектакль «Кроткая», поставленный им самим на Второй сцене БДТ (в Каменноостровском театре). Напомним, за эту работу Валерий Ивченко получил гран-при фестиваля моноспектаклей «Монокль».