В Музее «П.И. Чайковский и Москва» открылась выставка «Спящая красавица. Французская сказка на русский лад», приуроченная к 130-летию со дня премьеры на сцене Мариинского театра балета П.И. Чайковского.
Главная тема выставки – балет-феерия П. И. Чайковского как пример вольного отечественного пересказа французских сказок о конфликте добра и зла, мечты и реальности.
В экспозиции представлены старинные издания, театральные костюмы, ценные рукописи, афиши и программы, фотографии, эскизы декораций и костюмов. Основа выставки – материалы из фондов Российского национального музея музыки, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, а также из личной коллекции художника-фотографа Л. Л. Педенчук.
Подлинные экспонаты из собраний крупных центров по сохранению памятников хореографической культуры представлены на фоне великолепных видов дворцово-парковых ансамблей окрестностей города на Неве.
Выставка включает два раздела. Один рассказывает об истории балета и наиболее значительных отечественных сценических интерпретациях. «Ключевыми экспонатами здесь стали автограф партитуры антракта «Панорама» для хора и оркестра (с текстом М. И. Чайковского); напечатанное в 1890-м году в издательстве «П. И. Юргенсон» переложение «Спящей красавицы» для фортепиано, сделанное А. И. Зилоти; раритетные, богато иллюстрированные издания литературных первоисточников балета ̶ сказок французских писателей Ш. Перро, М. К. д̓ Онуа и Ж. -М. Лепренс де Бомон. Французский колорит очень точно воплощен в эскизе кисти воспевавшего Версаль художника А. Н. Бенуа: в легкой, плоскостной, лишенной фактуры технике изображен регулярный парк-сцена с геометрическими массивами стриженой зелени и барочной декоративной скульптурой. Как ценные реликвии в экспозиции демонстрируются дающие представление об эпохе классического танца М. И. Петипа черно-белые фотографии артистов-участников первой постановки балетной феерии. Разнообразные афиши, программы, буклеты, эскизы декораций рассказывают о последующих знаковых, имевших этапное значение в сценической судьбе «Спящей красавицы» редакциях хореографов А. А. Горского, К. Я. Голейзовского, И. Н. Чернышева, К. М. Сергеева, Ю. Н. Григоровича и др», – отмечается в релизе.
Во втором можно узнать о театральной символике хореографической феерии. В нем представлен богатый фотоматериал, эскизы костюмов разных лет. «К числу наиболее ярких экспонатов данного раздела относятся графические «портреты» грозной феи Карабос работы С. М. Юнович и И. А. Старженецкой, на которых эта носительница злого начала предстает молодой, танцующей на пуантах дьяволицей; а также красочные, музыкально «приподнятые» изображения Королевы, церемониймейстера Каталабюта, придворной дамы из свиты принца Дезире кисти сценографа С. Б. Вирсаладзе», – сообщает пресс-служба.
Также в экспозиции представлены эффектные балетные пачки М. М. Плисецкой и И. А. Колпаковой – знаменитых исполнительниц партии Авроры на главных сценах Москвы и Ленинграда, а также уникальные дореволюционные костюмы к первой постановке «Спящей красавицы» П. И. Чайковского.
Проект подготовлен при поддержке Министерства культуры РФ, при участии Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино и художника-фотографа Ларисы Педенчук.
Выставка «Спящая красавица. Французская сказка на русский лад» открыта до 23 февраля 2020 года.