Выпускники мастерской Вениамина Фильштинского в РГИСИ этого года решили не расходиться по театрам, а создать свой собственный. Новый проект под названием FULCRO задуман как горизонтальный театральный проект в новом пространстве индустриального кластера. Открытие запланировано уже на 2 октября.
FULCRO в переводе с итальянского, испанского, португальского означает «точка опоры, связующее звено». Название театрального объединения учениками легендарного мастера выбрано, разумеется, не случайно — и отчасти связано с концепцией новой команды, а отчасти с выбранным местом и формой театрального существования.
Отметим, что создатели FULCRO настаивают на идее горизонтального театра соавторов и рассчитывают, по их собственным словам, «не концентрироваться на одном жанре или на одной художественной идее и не назначать лидера». Помимо актёров (Анна Завтур, Анастасия Гордыманова, Алина Покровская, Екатерина Тихонова, Валерия Калегина, PHIL, Сергей Горошко, Никита Гольдман-Кох, Денис Прытков, Иван Кириллов, Евгений Тимохин, Антон Вараксин, Александр Другов, Илья Якубовский), резидентами FULCRO стали режиссёр и куратор Дарья Шамина, главный художник Мила Гогенко, музыкальный руководитель Евгения Натанова, директор Мария Милютина, исполнительный продюсер Александр Винницкий, технический директор Регина Петрова, дизайнер Денис Прытков, а также PR-служба в лице московских продюсеров Дарьи Вернер и Евгении Петровской. Кроме того, FULCRO планирует привлекать к сотрудничеству «близких по духу» — режиссёров, драматургов, художников, поэтов, композиторов.
«Формообразующим» фактором для нового театра становится «место прописки» — на карте города им станет Технопарк St. Razin на Курляндской, 48. Бывший пивоваренный завод (первый в России — он возник в 1790 году) — памятник промышленной архитектуры в «кирпичном стиле». Завод сменил ряд хозяев-пивоваров — до революции завод назывался Калинкинским и как архитектурное сооружение известен именно под этим названием, в советские годы был передан «Степану Разину», а в 2013 году стал собственностью компании Heineken, которая перестала использовать помещение как пивоваренный завод. Постепенно пространство стали обживать офисы, бары и мастерские, «подталкивая» его к превращению в культурный кластер по европейскому, а на сегодняшний день и российскому образцу. В Петербурге таких преображённых индустриальных зон пока немного — «Севкабель» и «Новая Голландия». Теперь к ним прибавляется Технопарк St. Razin — разместившись в нём, FULCRO надеется приблизить актуальную форму культурной жизни к центру города. «Курляндская улица — стык. Домов и заводов. Суши и воды. Столкновение жилых и промышленных кварталов. Место перехода Петербурга Достоевского в Петербург Пушкина из „Медного всадника“», — поясняют свою идею (и собственное название) создатели FULCRO.
С освоения пространства новая команда и начнёт свою самостоятельную жизнь: «Открытие Курляндской — не разовое торжественное событие, а растянутый на долгое время, гибкий и реагирующий на все вызовы 2020 года процесс, — объясняют резиденты FULCRO. — Осенью 2020 начнеётся освоение части из целого лабиринта помещений. Движение начнётся с первого этажа комплекса вверх — к огромному залу площадью 1500 квадратных метров под крышей здания XVIII века. В сентябре 2020 невозможно сказать, сколько продлится реконструкция. Но каждый её этап команда разделит с публикой».
На практике это означает, что жизнь нового объединения начнётся с ряда сайт-специфик-проектов. Первый — интерактивный спектакль из четырёх маршрутов «Путешествие» (драматург Инна Гридина, художник маршрута «Старость» — Михаил Заиканов). Своеобразным жанровым определением «Путешествия» стала формула «рассказ о вечном возвращении к месту, где человек когда-то был счастлив», а отправной точкой — тексты Кастанеды: «взглянуть на улицы, реки и дворы Петербурга как на другой, неведомый прежде мир, в котором можно встретить друзей и врагов, заново познакомиться с самим собой». Любопытно, что из четырёх маршрутов три предполагают «сталкеров», а один — «Старость» — одинокое путешествие зрителя.
Приводим авторское описание всех маршрутов: «1. Страх: Маршрут от памятника Циолковскому по Обводному каналу через Красный треугольник на Курляндскую. Промзоны и ужас. 2. Ясность: Самый красивый из маршрутов. Начинается у Семимостья, идёт через Никольские ряды вдоль канала Грибоедова к Адмиралтейским верфям и на Курляндскую. 3. Сила: Почти природный маршрут. Путешествие по самой зелёной зоне Адмиралтейского района — Екатерингофскому парку. 4. Старость: Маршрут вокруг Курляндской и улицы Степана Разина. Подробное исследование района, в котором находится наше пространство. Единственный из маршрутов, где главный — художник, придумавший „Старость“ Михаил Заиканов».
Посетить «Путешествие» можно будет уже 2, 5, 6 и 10 октября.
3 и 11 октября соответственно FULCRO проведёт два вечера цикла «Кабаре тридцать шестой год» — «Цветы» (немецкий вечер) и «Шутка» (советский вечер). «Цветы» — это «классическое немецкое кабаре 30-х годов: немецкие тексты начала ХХ века и европейская музыка той же эпохи в живом исполнении Леры Гехнер и ансамбля современных неакадемических музыкантов». «Шутка» — это «сказ о нас»: «советская сатира, трагическая и смешная, смешанная с традиционным фольклором. Музыкальная основа вечера — песни из репертуара Дины Верни, Александра Галича, Юза Алешковского и деконструированная народная музыка». Автор сценария обоих вечеров — драматург Алина Журина.
В ноябре-декабре этого года FULCRO планирует показать зрителям монопроекты актёров-резидентов и спектакль «Тёмные дни» по одноимённому «тексту для театра» Клима. В «Тёмных днях», разделённых на три вечера, примет участие балерина Мариинского театра Екатерина Чебыкина. Команда обещает «масштабный спектакль», а первая часть будет решена в форме акции: по словам создателей, отправной точкой для этого в чём-то отдельного сочинения стало «посвящение» Клима — началу «неисторической хроники» о Смутном времени предшествуют слова «Посвящается НС и МС» (Хрущёву и Горбачёву). Поэтому «акция основана на воспоминаниях родственников актёров, переживших хрущёвскую и горбачёвскую эпохи, воплощённых в героях-аллегориях и объектах, характеризующих эти эпохи».
На вторую половину театрального сезона намечены ещё несколько премьер и запуск образовательной программы. В период с января по май FULCRO планируют выпустить спектакль для детей (более конкретной информации пока нет), спектакль «Свадьбы не будет» — постановку «о судьбах выживших во время ядерной атаки Хиросимы и Нагасаки» — и «перезагруженную» версию спектакля-хита, знаковой работы курса ещё времён учёбы в РГИСИ, — «Нашего класса» по культовой пьесе Тадеуша Слободзянека. Режиссёр «Нашего класса» Дарья Шамина рассказывает: «Седьмой набор мастерской Фильштинского собран из удивительных ребят. Я не присутствовала на наборе, но сразу подключилась к уже набранному курсу в разных ипостасях — педагогической, режиссёрской, хозяйственной (как это часто бывает в театральных студиях). Наша фундаментальная совместная работа началась с пьесы „Наш класс“ — очень популярной во всём мире. Спасибо, что она нашла нас. Случились тяжёлые поездки в Польшу. Аушвиц. Едвабне. Затем — Рижское гетто. Polin в Варшаве. Бесконечные польские деревушки. Пьеса стала поводом: теперь всё, что с нами происходит как с творческой командой, так или иначе связано с травмами человечества, это всё равно как-то упирается в тему геноцида. Всегда про уничтожение человека — как нас убивали раньше и как продолжают убивать сегодня. И как ничего с этим, кажется, нельзя сделать. Иногда мы говорим об этом всерьёз, а когда сил не хватает — начинаем странно шутить. Так, собственно, появилось кабаре. Да и время для разговоров об апокалипсисе сейчас особенно подходящее. Спасибо, 2020».