Встреча «Опыты наблюдения за наблюдателем» с культовым драматургом Алексеем Шипенко пройдет 16 апреля в Электротеатре Станиславский.
Встреча организована Электротеатром Станиславским вместе с агентством «Дом комедий. Комедии. Детективы. Драмы». Модератором встречи будет театровед и театральный критик Павел Руднев.
«Когда-то мы в авторском агентстве «Дом Комедий» решили заняться драматургическими текстами Шипенко. Выяснилось, что их практически нет в Рунете, — рассказала журналу ТЕАТР. Анастасия Гордеева, сотрудник авторского агенства “Дом комедий. Комедии. Детективы. Драмы”. – Единственный сборник «Из жизни Комикадзе» был издан 1992, а все, что автор писал после для европейского театра, до недавнего времени не было достоянием российской театральной общественности. Исключение — пьеса Хайнера Мюллера «Софокл. Эдип, тиран» по тексту Гёльдерлина, которую перевел с немецкого Алексей Шипенко специально для постановки Маттиаса Лангхоффа. Когда мы оцифровали его тексты, пьесы вызвали огромный интерес у исследователей и практиков театра. Например, Павел Руднев в своей новой книге «Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950–2010-е» пишет о Шипенко, что «именно с него стоит вести отсчет „новой драмы“”. Так что мы решили пригласить Алексея Шипенко в Россию и поговорить о драматургии и театре».
Алексей Шипенко — авангардный писатель, драматург, режиссер актер, музыкант. Автор более 40 пьес. Самые известные – «Наблюдатель», «Смерть Ван Халена», «Сад осьминогов», «Археология», «Из жизни Комикадзе», «Судзуки», «Натуральное хозяйство в Шамбале», «Москва-Франкфурт», «Мой белый Мерседес» и др. Пьесу «Наблюдатель» режиссер Борис Юхананов поставил в 1987 году в театре «Школа драматического искусства», а затем показал ее в театре «Метрополь», в программе Berlin Festspiele.
“С Алексеем Шипенко произошло то же, что и с перестроечным кино, – рассказывает журналу ТЕАТР. театровед и театральный критик Павел Руднев. – Жизнь была так интенсивна, что культурные процессы нулевых, конца девяностых заслонили своей махиной робкие попытки начинать новую эстетику. Так из культурной памяти ушли, например, и Творческие мастерские и вообще всё студийное движение в театре, порожденное перестройкой. К тому же драматург Алексей Шипенко уехал из страны и оборвал многие связи с Россией. Его пьесы иногда возвращаются, но все же это аномалия скорее, чем тенденция. Сейчас его тексты выглядят гораздо более радикальными, нежели та же “новая драма”, к которой многие привыкли, она стала повседневностью. Сейчас Шипенко ставить “еще более нельзя”, чем в конце 1980-х.
Но тем ценее, что визит Шипенко в Москву позволит вспомнить, что именно с него в русской драме многое начинается. Это драматург, который ввел антиэстетику в принцип, он рассказывал о смерти и гниении как советской реальности, так и иллюзий по поводу светлого постсоветского будущего. В его пьесах рок-н-ролльщики и диссиденты понимали, что со свободой, с приближением вожделенной мечты, с доступностью мечты рушится сама мечта. И небесный рай, небесная Шамбала оказывается такой же помойкой, как и реальность. Когда ты можешь поехать в Нью-Йорк и самостоятельно посмотреть, куда улетают утки из Центрального парка, они тебе кажутся знакомыми и повседневными: это гуси-лебеди из русских сказок, и в них нет никакой тайны, никакой загадки. Алексей Шипенко – драматург, который описал крушение мечты”.
В начале 1990-х драматург эмигрировал в Германию. В 1998 году Шипенко издал роман на немецком языке «Жизнь Арсения», а в 1999-м — роман «Книга совпадений». Пьесы драматурга ставят в разных странах, в том числе в Германии, России, Англии, Франции, Италии и США.
Вход на событие свободный, необходима регистрация на сайте.