Журнал Театр — о «Профсоюзе работников ада» Семена Александровского.
В сентябре 2015, в Санкт-Петербурге, на Итальянской, 17, в пространстве «beatnik» вдруг возник Pop-up театр. Тогда новый театр был больше похож на фестиваль: выпустил три премьеры, привез с гастролями московский Театр.doc, показал премьеру фильма Ивана Вырыпаева «Спасение». К рождению нового театра были причастны режиссеры Семён Александровский, Дмитрий Волкострелов, продюсеры Анастасия Ким и Виталий Ерошеня.
Название отсылало к всплывающему окну на дисплее. Предполагалось, что театр будет пропадать — чтобы затем появиться в любезно предоставленном кем-то пустом пространстве.
Спустя пять лет Pop-up театр — это спектакли в барах, на улице и даже в театре. А выпущенный как раз на старте проекта, в 2015, спектакль Семена Александровского «Топливо» – до сих пор один из театральных хитов Москвы и Петербурга и идеальный рецепт для тех, кто вообще-то театр не любит.
Pop-up театр — это режиссер Семён Александровский и продюсер Анастасия Ким. Собственно, с любви надо было и начинать эту историю: Александровский и Ким поженились, Семён после рождения ребенка отказался от поездок, дома стал репетировать то самое «Топливо», а позже выяснилось, что выпускать постановку просто негде.
Сработала схема: нужен театр — создай его сам. Александровский принципиально решил осваивать нетеатральные пространства, аккурат к пятилетию выпустил третью «барную» премьеру. В первой работе Семён предлагал провести время «с Чарльзом Буковски за барной стойкой» — текст Буковски исполнял сам режиссёр, а наушники с воспроизводящим устройством зритель получал вместе с бокалом пива. В следующий раз Александровский отправил зрителя по улице Рубинштейна вместе с героями Довлатова и артистом Валентином Кузнецовым («Задержанный»).
Третья попытка, «Профсоюз работников ада» — иммерсивный бархоппинг с наушниками. Идеальный план на пятницу или выходные. Можно идти в одиночку, можно — в компании. Четыре бара, четыре напитка (крепость, как и положено, повышается), четыре этаноловые истины, которые зритель постигает вслед за Рассказчиком (в его роли, кстати, Билли Новик, один из создателей знаменитой «Шляпы» — второй точки маршрута).
В студенчестве Семен Александровский подрабатывал барменом в секретном питерском баре «Al Capone». Из того опыта он вынес любопытное наблюдение: почти любой бар или паб по атмосфере, по дизайну, по персоналу будет в разы приятнее и интереснее почти любого театра. Помножим это на то, что дело происходит в Петербурге, барной столице России.
Кажется, уже достаточно поводов для появления ещё одного спектакля. Пьесу написал Евгений Казачков — автор «Топлива». Историю взаимности героя и алкоголя Казачков закрутил, как детектив.
Авторы ещё в анонсе обозначили тезис спектакля: «Главными скачками в становлении человечества и развитии цивилизации мы обязаны алкоголю». Аргументы же слушатели узнают по пути. А им, авторам, остаётся лишь создать идеальные условия для прослушивания этих записей, по легенде обнаруженных на просторах даркнета.
Впрочем, уже после первого же бара вряд ли найдутся желающие спорить.
Между первой великой этаноловой истиной («Человек не одинок. Понять можно любого и найти общий язык с каждым, кто этого хочет, кто устал от своего одиночества») до четвёртой («Смерти нет») — диалог-спор между Рассказчиком с неким загадочным персонажем, названным Чеховым (его озвучивает Игорь Скляр). Чехов предлагает Рассказчику ещё записи, в них — его диалог с Пациентом (Дмитрий Лысенков). Кастинг, как и текст Казачкова, — очевидная удача спектакля. Воображение услужливо рисует портреты каждого персонажа, заставляя вглядываться в лица прохожих и неожиданных соседей по барной стойке: вдруг герои «Профсоюза» тут рядом?
Бар на Некрасова, знаменитая «Шляпа» на Белинского, два бара на Рубинштейна: «Fiddler’s Green» и «Анонимное общество усердных дегустаторов» – «Профсоюз работников ада» заменит вам собутыльника, товарища и брата, если вы вдруг растеряны.
И хотя великие «этаноловые истины» — вполне применимы даже к тем, кто с алкоголем на «вы», напитки (а точнее — способы их подачи, бармены, сканирующие QR-коды) и ваши алко-успехи в настоящем профсоюзном билете) — важная часть этого вечера. Не спорьте с названием финального бара — сыграйте роль усердных дегустаторов.
Этот спектакль, в отличие от большинства променадов с наушниками, не удастся переслушать потом. Для того, чтобы история продолжалась, в каждом из баров вы сканируете QR-код. Вот она, невозможность остановить мгновенье и невозможность второго такого же спектакля.
Вместо программки у зрителя на память остаётся проштампованный профсоюзный билет — коричневую корочку выдают в первом же баре. А в финале приложение предлагает загрузить свой портрет в электронную версию билета. Теперь вы официально — член Профсоюза. И кажется, что это самый гуманный Профсоюз в мире: он достаточно нарративен, но при этом ненавязчив, а в первичных профсоюзных организациях найдут подход и к меланхоличным одиночкам, и к влюблённым парам, и к компаниям. Такой flexible театр, соединяющий все прелести алкогольной и культурной столицы, в полтора часа (или больше, джаза на переходы между барами записано с запасом).