ЦТИ Трансформатор, Театр Труда и Государственный музей-«Интеграция» им. Н. А. Островского покажут совместный проект — спектакль «Без режиссера» под руководством комиссара Всеволода Лисовского. Результаты «полуторагодичного социального эксперимента» можно будет увидеть 8 июня в Музее Островского.
«Без режиссера» имеет мало общего с понятием о спектакле. Подготовка к нему началась во время продолжительного эксперимента над артистами с целью выявить, насколько они «способны к автономному существованию на сцене, не сдерживаемые внешними корсетами режиссуры и драматургии, и можно ли говорить о некоем дополнительном качестве, которым актера наделяет такая тотальная свобода».
«Ну тут понятно в чем эксперимент. Устранить фигуру режиссера. Что получится в итоге. Самое интересное в том, над кем этот эксперимент. Над актерами? Над зрителями? Надо мной? Сейчас мне кажется что последний вариант. Но в этой истории окончательных выводов делать нельзя. Меняются с каждой репетицией, — прокомментировал журналу ТЕАТР. комиссар Всеволод Лисовский. — Каждый сам выбирает себе текст. За полтора года большинство неоднократно их меняли. Я в это не вмешиваюсь. С тех пор как я вообще перестал комментировать происходящее на репетиции, актерам судя по всему стало очень хорошо. Мне наоборот. Наверное это нормально».
В качестве художника-постановщика выступил Петр Попов. В спектакле участвуют Марина Карлышева, Вася Березин, Екатерина Дар, Никита Щетинин, Анна Егорова, Евгений Скуковский.
«Эксперимент этот социальный в том смысле, что говоря „без режиссера“, мы в каком-то смысле подразумевали „без Путина“, то есть без фигуры богом данного предводителя. Но очень быстро выяснили, что актеру непонятно, зачем ему партнер, если нет внешней силы, заставляющей этого партнера видеть — и он начинает видеть только себя и думать только о себе. Тогда нам пришло в голову, что фигуру власти можно заменить общим трудом.
Трудовой процесс отчасти заменил фигуру предводителя, но, конечно, не устранил ее полностью — без режиссера актеры просто перестали бы собираться на репетиции. Тем не менее мы считаем важным поделиться некоторыми результатами на данном этапе эксперимента, хотя и отдаем себе отчет в том, что это не конечная фаза и дальнейшее существование участников в рамках такой модели еще может повлечь за собой новые, не менее неожиданные открытия», — пишут организаторы спектакля.
«Это не совсем спектакль. Скорее такая форма отчёта о полуторагодичном эксперименте. Мы не знаем куда нас приведет каждый следующий шаг. И это важно, — добавляет Всеволод Лисовский. — Например, у меня выводы после сегодняшней репетиции радикально отличаются от впечатлений от прошлой. Феномен стабильности существует в сознании, а не в действительности. Собственно цель нашего проекта можно описать и так. Режиссура есть форма навязывания действительности стабильной формы авторского высказывания. И убирая этот фактор, мы наблюдаем реальную текучесть материала».
Как пишут организаторы, продолжительность не-спектакля – до ухода последнего актера.