Журнал ТЕАТР. продолжает обзор новых онлайн-спектаклей.
Чем только я не занималась, изучая новые формы театра, появившиеся в условиях вынужденной изоляции: участвовала в судебном заседании, гуляла по улицам Новосибирска, находясь на даче в Подмосковье, заглядывала себе в глотку и лежала на полу, созерцая пыль под кроватью. Понемногу осваиваясь в новом дивном мире виртуальной реальности, театры учатся использовать разнообразные средства медиа, захватывают пространства социальных сетей, пытаются отрефлексировать ситуацию, в которой мы все оказались, и главное – приглашают зрителей стать активными участниками театрального процесса.
«Феи»
Гоголь-центр
Новый десктоп-спектакль по мотивам одноименной постановки Давида Бобе в Гоголь-центре сыграли в рамках программы «В четверг и больше никогда». То есть увидеть его можно было только один раз, а жаль. Потому что работа Ильи Шагалова как раз показывает, каким может и должен быть онлайн-спектакль – не копирующим принципы традиционного театра, но построенным по другим, экранным, законам, близким к кино и видеоарту. Хаотичные монологи и диалоги Ронана Шено, которые на традиционной сцене звучали довольно занудно, в новой клиповой эстетике – с быстрой сменой кадров, умелым монтажом, элементами дополненной реальности, оказались в своей естественной среде. В том виртуальном мире гаджетов, соцсетей и компьютерных игр, где большую часть времени обитают его герои – миллениалы. Собственно, театр остался в той мере условности, которую сохраняли артисты Гоголь-центра, снимая кусочки видео каждый у себя дома. В этих эпизодах они существовали не как актеры кино, не сливались с ролью, а говорили, насколько это возможно, от себя, сохраняя при этом авторский текст. Но главной в этой истории стала, конечно, фигура медиахудожника – Ильи Шагалова, без которого и раньше не обходился ни один спектакль Кирилла Серебренникова. Теперь, в условиях вынужденной диджитализации театра, он стал не только сталкером, но даже демиургом.
«Мой длинноногий деда»
инстаграм-мюзикл Алексея Франдетти
Камерный мюзикл Пола Гордона создан по книге Джин Вэбстер «Длинноногий дядюшка». Это романтическая история о богатом опекуне, который оплачивает обучение талантливой девушки из сиротского приюта, поддерживая с ней переписку, но пытаясь сохранить инкогнито. Между ними, естественно, завязывается любовная интрига.
Алексей Франдетти и раньше адаптировал для российской сцены зарубежные мюзиклы. Но в условиях изоляции придумал совершенно новый формат инстаграм-сериала. Каждый день в аккаунте instamusical.ru появляются новые музыкальные номера, а также посты от имени главных героев, которых играют известные солисты мюзиклов Иван Ожогин и Юлия Дякина. При этом видеоролики, которые актеры записывают у себя дома под руководством музыкального руководителя Армена Погосяна, дополнены забавной анимацией. Так что артисты могут иронизировать над своими персонажами, а зрители получают возможность не только следить за историей героев в режиме реального времени, но и общаться с ними, оставляя комментарии.
«9 движений»
Rimini Protokoll и компания «Импресарио»
Штефан Кэги, один из лидеров документального театра в Европе, еще в начале изоляции выпустил партиципаторный спектакль «9 движений», приглашающий запертого дома зрителя устроить представление для себя самого. Это короткая аудио-инструкция, где участникам предлагают совершить девять нетипичных, странных для обыденной жизни движений, чтобы посмотреть на привычные вещи под новым углом. Например, вам нужно сесть в позу эмбриона, мысленно преодолеть потолок и оказаться у соседей сверху. Или прижаться спиной к стене и постараться раздвинуть пространство своей комнаты. Или заглянуть внутрь себя в буквальном смысле: подойти к зеркалу, широко открыть рот и представить себе, как входишь в эту пещеру.
Качество спектакля тут целиком зависит от вашего воображения: насколько вы сможете отпустить себя и проявить креативность. Единственное, что может помешать – слишком короткая длина трека. За семь минут не успеваешь достичь дзена, лежа на полу и рассматривая пыль под кроватью. А тут рраз – и все кончилось. В день премьеры дополнительным бонусом было осознание, что в данную минуту все эти странные вещи ты делаешь не один, а еще человек сто, собравшихся на сайте компании «Импресарио» (осуществившей адаптацию и перевод проекта на русский) и в приложении Мобильного художественного театра. Мысль о том, что театром является все, что нас окружает, и собственно театральность заключена в глазах смотрящего, Штефан Кэги в этом «сделай-сам» спектакле доводит до логического абсолюта.
«Выбрать троих»
Воронежский Камерный театр
Новая пьеса Дмитрия Данилова, написанная для фестиваля Corona Drama (о нем мы упоминали в прошлом обзоре), сразу же заинтересовала режиссеров. Сначала ее прочитали артисты Мастерской Петра Фоменко под руководством Евгения Каменьковича. Но наиболее удачная версия получилась у Михаила Бычкова, который уже ставил «Человека из Подольска» в питерском «Приюте Комедианта».
Из всех многочисленных попыток освоить zoom в качестве театральной площадки эта выигрывает: пьеса Данилова написана в формате zoom-конференции, её не нужно адаптировать к этим не вполне естественным условиям.
По сюжету семья из пяти человек разговаривает по видеосвязи, обсуждая новую нелепую директиву правительства: во избежание развития пандемии каждый человек должен выбрать для близкого общения троих, остальные контакты возможны только онлайн. Но выясняется, что встречи в реале и живые связи в нынешних условиях никому особо и не нужны. И хотя спектакль по жанру скорее тяготеет к комедии абсурда, он транслирует явную горечь от разобщенности людей в эпоху интернет-коммуникаций, от цифрового эрзац-общения и эрзац-искусства, которым в какой-то мере является и сам спектакль. Редкий случай, когда произведение содержит оценку самого себя, рефлексирует над своей формой.
«Драма на шоссэ»
Александринский театр
Первый проект в рамках программы «Другая сцена» команда Антона Оконешникова выпустила по специально написанной пьесе Бориса Акунина. По сюжету это судебный процесс, который происходит в начале ХХ века. Разбирается дело человека, сбившего на автомобиле, тогда еще новом средстве передвижения, мальчика – наследника крупного состояния.
По большому счету, это никакой не онлайн театр. Действие разыгрывается на сцене, с живыми актерами, сохраняющими по возможности социальную дистанцию. Но камера снимает происходящее в режиме реального времени, съемки монтируются с заставками в стиле немого кино, а в финале происходит прямое включение экспертов, исполняющих роли присяжных, которые обсуждают и выносят решение в конференции zoom’а – то есть театр превращается в ток-шоу.
В качестве присяжных в спектакле выступили Мария Миронова, Константин Богомолов, Татьяна Толстая, Полина Осетинская, Николай Сванидзе и Алексей Пивоваров. Причем, сметливый Богомолов догадался о подвохе в деле раньше, чем об этом сообщил внезапно появившийся на экране Эраст Фандорин. Зрители тоже могли высказать свое мнение с помощью голосования, а также перечислить средства в пользу фондов «Артист» и «Детский хоспис».
«Домой»
Театр «Старый дом», Новосибирск
Виртуальный спектакль Михаила Патласова посвящен новосибирской панк-певице и музыканту Янке Дягилевой, подруге Егора Летова. Спектакль-променад с элементами дополненной реальности создан в специальном приложении – для просмотра его нужно загрузить на телефон. Оно позволяет следовать по маршруту на карте, осматривать по пути виды города, знакомиться с дополнительными материалами по теме – текстами, музыкой, театрализованными подкастами и т.д.
Есть два способа участия в спектакле. Если вы в Новосибирске, можете в реальности ногами пройти путь от театра до дома Янки Дягилевой. В противном же случае вы можете присоединиться к прогулке из любой точки мира с помощью экрана своего гаджета. Правда, из семи пунктов путешествия интерес тут представляет только один – сам старый покосившийся домик, где жила семья Янки, да и в него не удастся войти. Но вы сможете проголосовать по животрепещущему вопросу, который сейчас активно обсуждается общественностью: снести ли ветхое строение или устроить там музей сибирского панка.
Пожалуй, большой театральной ценности эта виртуальная прогулка не представляет. Создателям не удалось сделать её столь же содержательной, как близкие по тематике и функционалу «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» у Мобильного художественного театра. Но возможно, для кого-то это станет первым знакомством с Янкой Дягилевой.