13 февраля в Центре Вознесенского пройдет премьера медиаспектакля Элины Куликовой «Современная природа» по фрагментам дневника одного из ключевых экспериментальных кинорежиссеров Дерека Джармена. С него начнет работу Лаборатория «Театр VS Текст».
«В названии Лаборатории нам важно не противопоставление, а энергия столкновения, соревнования, возникающая от встречи литературного текста, не связанного с привычным, классическим пониманием драмы, и театра – энергия театрального воплощения. Мы надеемся, что сценический текст, эскиз, созданный в результате такого синтеза, который мы покажем публике, поможет прояснить, как на новом этапе развития театра меняется взаимодействие его частей. В наших планах работа с текстами тех, кто называет себя драматургами, а по сути, создает интереснейшие образцы современной литературы, – лауреатами Любимовки Викентием Брызь, Элиной Петровой, Екатериной Августеняк, – но также и с текстами прозаиков, поэтов, режиссеров и актеров», – говорит куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба.
«Сегодняшний мир тревожен в своей необъятности, – говорят создатели спектакля. – Современная природа – это одновременно таяние ледников и миграция птиц, космические спутники NASA и вакцины нового поколения. Возможно, единственно верная форма взаимоотношений, которые человек способен выстроить с глобальным хаосом и неопределенностью современности – это нежность. Нежность сегодня способна стать одним из самых экстремальных способов познания мира, который другими рациональными методами человечеству так и не получилось расколдовать. Спектакль «Современная природа» – утверждение данной позиции. Другими словами, это стихотворение о трепете по отношению ко всему, что естественно, и о любви как единственной жизни, что длится вечно».
«Современная природа» – дневник, который Джармен вел в последние годы жизни, представляющий редкий образец чувственного, энциклопедического и одновременно политически чувствительного письма о природе. С присущей ему чувственностью и страстью Джармен рассказывает о том, что большую часть жизни посвятил не только киноискусству, но и большому саду, который разбил в пригороде Лондона. Джармен называл сад главным проектом своей жизни. К его обитателям он не относится как к неодушевленным объектам, а испытывает к ним те же эмоции, что к романтическим партнерам и друзьям: заботу, внимание, тепло, притяжение и даже постоянный страх за их благополучие.
«Данный материал обладает для меня безусловной художественной ценностью как поэтического письма, так и политического – он затрагивает не только такие темы, как квир-культура или новые векторы чувственности, но и экологическую проблематику, которая, безусловно, выходит на авансцену XXI века. Выдающийся текст дневника заставляет сопереживать природе чувственно, не останавливаясь только на базовом уровне понимания, что экологическая ситуация в мире ухудшается с каждым днем», – отмечает режиссер проекта Элина Куликова.
Вместе с режиссером над проектом работают: композитор и художник Дима Ефремов, видеохудожница Кристина Малолеткина и актер Фёдор Кокорев.
Элина Куликова – театральный режиссер и художница. Закончила факультет Свободных искусств и наук СПбГУ и колледж Барда в Нью-Йорке; училась в мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова при Электротеатре Станиславский. Участница международных театральных фестивалей, резиденций и лабораторий.
Дима Ефремов – трансдисциплинарный художник, композитор, перформер, режиссер. Участник Kalv-festival в Швеции, Impuls-academy в Граце, дважды студент международной академии композиторов в г. Чайковском. В конце 2020-го вошел в список The Blueprint 100 в идентичности академического композитора.
Кристина Малолеткина – видео и фотохудожница из Санкт-Петербурга. Работает в сфере визуальных исследований, активно принимая участие в организации кинофестивалей (ФЭК «SmolShorts») и участвуя в арт-выставках (проект «Взлёт» и другие). Автор видео к большому количеству экспериментальных спектаклей и перформансов: от спектакля-кинофильма до документального спектакля про суррогатное материнство. В своих работах предпочитает использовать технику коллажирования, пробует себя в рамках создания экспериментального видео широкого спектра.