Сергей Волков сыграет у Елизаветы Бондарь главного героя «Голода»

На фото — Сергей Волков в спектакле «Голод» © Александра Торгушникова / Медиацентр МХТ имени Чехова

Сегодня и завтра, 19 и 20 марта, на Малой сцене МХТ имени Чехова пройдёт премьера спектакля Елизаветы Бондарь «Голод» по одноимённому роману Кнута Гамсуна.

Редкий на театральной сцене текст Гамсуна, который принято считать первым модернистским романом (1890), в версии Бондарь, по её собственному определению, обретает черты «вольной фантазии на тему перевода». Вместе с ученицей Михаила Дурненкова Анной Лифиренко режиссёр обращалась к разным переводам «Голода» (основным остался канонический вариант Юргиса Балтрушайтиса) и даже к оригинальному норвежскому тексту. Это второй опыт сотрудничества Бондарь с молодым драматургом: над предыдущей постановкой, «Макбетом» в Театре Наций, она также работала вместе с Лифиренко. Кроме того, в спектакле, где Бондарь, как и всегда, большое внимание уделяет звуковой партитуре, звучит песня на стихи Александра Плотникова (музыку написали композитор и автор саунд-дизайна «Голода» — Роман Пархоменко и Олег Макаров).

На фото — Евгений Перевалов и Сергей Волков в спектакле «Голод» © Александра Торгушникова / Медиацентр МХТ имени Чехова

Для Елизаветы Бондарь новая постановка связана с предыдущей по принципу контраста. «В последней своей работе я исследовала зло, примитивные механизмы зла, и после сурового, мрачного материала решила, что сегодня мне хотелось бы обратиться к маленькому, трепетному человеку, у которого, возможно, нет внутри такой силы, но он более сложно скроен, и то, что в нём находится, многолико, — рассказала она во время пресс-подхода. — Хотелось бы обратить внимание на таких людей, которые не могут агрессивно высказывать своё мнение обществу и бороться за его или свои права, но очень сложно и долго пытаются разобраться с собой. Для меня такая маленькая работа одного человека над собой и является большим прорывом. Он преодолевает себя, несмотря на то, что совсем не важен для общества. Это духовный голод посреди дегуманизации.

Сложность „Голода“ для линейного театра в том, что эта история — бессюжетная, она скомпонована из внутренних состояний героя, таких его разных психических расстройств. И, мне кажется, наша внутренняя победа в том, что мы не „наматывали сопли на падуги“, а всё-таки попытались сказать: для нас очень важен этот маленький человек — именно такой, со своими вопросами. А он очень многолик внутри, и в себе пытается разобраться, и постоянно мыслит, каким предстаёт для общества. Это сложный анализ человеческой души».

На фото — Сергей Волков и Полина Романова в спектакле «Голод» © Александра Торгушникова / Медиацентр МХТ имени Чехова

На роль безымянного главного героя был приглашён артист Вахтанговского театра, ученик Юрия Бутусова Сергей Волков, для которого эта работа станет первой в Художественном театре. Любопытно, что одним из основных партнёров Волкова по «Голоду» будет другой петербургский актёр, ныне работающий в Москве, — Евгений Перевалов. Кроме них, в спектакле заняты молодые артисты, принятые в труппу МХТ в 2022 году, — Полина Романова, Николай Романов и Павел Филиппов, — а также Мария Сокова.

Об исполнителе главной роли Елизавета Бондарь говорит так: «Большим открытием для меня стал Серёжа Волков. Мы начинали сложно, и пока не появился герой, я испытывала внутреннее затруднение и даже думала: может быть, не ко времени это произведение и не для этого места… А Серёжа стал для меня соавтором, это абсолютно уникальный артист, он содержит в себе удивительный объём. И большой диапазон „внутренней психики“: от трепетности, „аккумулирования в себе“ незащищённого человека, до того монстра, в которого он иногда превращается в этом спектакле».

На фото — Сергей Волков в спектакле «Голод» © Александра Торгушникова / Медиацентр МХТ имени Чехова

А Сергей Волков рассказал о своём видении героя и своих точках соприкосновения с ним: «Я читал „Голод“ до этого пару раз — часто перечитываю книги и пересматриваю фильмы, то, что мне нравится: ещё раз впускаю в себя материал, который провоцирует мозг на приятную работу. И когда мы были на гастролях в Осло, возникла мысль, что, может быть, можно сделать по нему спектакль в парадигме Осло, но потом она улетучилась, и я года на четыре забыл про этот роман. И когда я читал его первый раз, я жил в Петербурге и воспринимал героя через призму Фёдора Михайловича Достоевского: ходит по городу, делает всякую непотребную дичь, и такой же страдательный. Но я думаю, что это более витальная книга, — несмотря на то, что она достаточно схематично выходит в какое-то разрешение, в свет. Сейчас мне кажется, что её можно вывести к классической драматургии: чем ниже герой опускается, тем выше он в конце может взлететь.

Мне кажется, что это ребёнок, который живёт какое-то время без любви, поэтому он болеет. Делает мерзкие вещи, но при этом он ищет свою принцессу, какой-то контакт с Богом — такой человек. И уже в начальной точке он настолько изранен и измучен, что у него не хватает сил на нормальный живой контакт с людьми, которых он встречает. И поэтому он живёт в проекциях, которые представляет себе в голове. И в проекциях людей, которые, естественно, ранят его самого, его самолюбие и гордость. Его действия искривлены этой призмой, и никто не может ему помочь, даже те, кто пытается, могут не вытащить — он погружается в воронку всё глубже и глубже. Это о таком состоянии человека, когда он начинает терять контакт с внешним миром и уходит в бесконечный монолог, который съедает его, — и как из него выйти, очень большой вопрос. Это меня и зацепило изначально — совпадение с моим психотипом. С тем, что я тоже могу уходить от внешнего мира во внутренний монолог, съедать себя самого. Невозможность найти решение и выход длительное время (надо учиться). А помогает тут контакт с людьми, разговор с ними и более объективное понимание ситуации».

Помимо режиссёра, композитора и автора саунд-дизайна, в постановочную команду спектакля вошли художник Константин Соловьёв и художник по свету Игорь Фомин.

Комментарии
Предыдущая статья
В премьере Электротеатра обсудят возможность играть Гитлера 19.03.2024
Следующая статья
Юрий Макаров выпускает в Нюрбе «светлый гимн матерям» 19.03.2024
материалы по теме
Новости
Директором Екатеринбургского ТЮЗа стал замминистра культуры Свердловской области
Сегодня, 26 апреля, коллективу Екатеринбургского ТЮЗа был представлен новый директор. Им стал заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко.
Новости
Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 27
Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5,неделя 6, неделя…
26.04.2024