Завтра, 2 ноября, в Берлине открывается II фестиваль Voices. Это платформа для высказывания оказавшихся в эмиграции художников, которые занимаются исполнительскими искусствами: театром, музыкой и хореографией. До 29 ноября на разных берлинских площадках пройдёт полтора десятка событий, отобранных кураторами Voices — театральным критиком, режиссёром Мариной Давыдовой и композитором Сергеем Невским.
О том, что объединяет все события смотра, рассказывает в своём кураторском тексте Марина Давыдова: «Что такое национальная культура? В какой степени она соответствует географическим границам, формально связанным с ней в сознании людей? Может ли она существовать независимо от языка, оторванная от референсов, которые находят отклик у её привычной аудитории? В свете недавних политических событий эти вопросы приобрели внезапную актуальность. Пожалуй, никогда ещё в новейшей истории так много людей, связанных с искусством, не становились в мгновение ока изгнанниками, беженцами и эмигрантами, стремящимися заново обрести себя за пределами границ своей родины. С одной стороны, фестиваль Voices фокусируется на отдельных людях, переживающих опыт эмиграции. Каждый голос в этой программе тем ценнее, чем уникальнее его индивидуальный опыт. С другой стороны, он поднимает вопрос: могут ли представители культуры, живущие в диаспоре, сохранить себя как единое интеллектуальное целое, как экстерриториальное явление, оторванное от своих корней, но не теряющее при этом своей самобытности? Русский язык является родным для многих режиссёров, хореографов, композиторов и драматургов фестиваля, но теперь их выступления включают и другие языки. „To Forget“ Ильи Мощицкого звучит на армянском, „Mahamaya Electronic Devices“ — на английском, а в „All Planes are Flying to Minsk“ мы слышим стихи белорусского поэта Константина Стешика. Оказавшись за пределами своей страны, художники оказываются более открытыми для диалога с другими культурами, чем когда-либо прежде. Можно сказать, что они не только заново переживают травму потери родины, но и открывают для себя новые горизонты. Фестиваль Voices в свою очередь предлагает новый взгляд на современную культуру через призму этого нового существования художников».
Драматический театр на фестивале будет представлен пятью названиями. В пространстве церкви Святой Елизаветы сыграют «Кремулятор» Максима Диденко по одноимённому роману Саши Филипенко (об этой постановке с Максимом Сухановым в главной роли мы уже рассказывали ранее). Иван Вырыпаев представит англоязычную версию авторского медитативного перформанса «Mahamaya Electronic Devices» с участием Елизаветы Бурмаковой и Гладстона Махиба. Последний занят в другой авторской постановке из афиши смотра — «Дроне» Дмитрия Мелкина, рефлексии на тему отношений между мирами людей и машин. А Илья Мощицкий представит на фестивале оммаж Сергею Параджанову «Забывать», созданный с командой артистов из Армении, для которых эта работа во многом и опыт осмысления собственной идентичности. Кроме того, одним из важных событий «театральной» части фестиваля будет читка новых пьес. Это исключительно и принципиально «женская» история: тексты Марины Давыдовой, Эстер Бол (Аси Волошиной) и Полины Бородиной будут перенесены на сцену режиссёром Марфой Горвиц.
В «танцевальной» части программы запланирована мировая премьера: хореограф Игорь Шишко представит «ритуальную хореографию истощения и неопределённости» — спектакль «Spell» с участием танцовщицы Альбины Вахитовой. А Иван Естегнеев привезёт на фестиваль постановку «Плач Демона». Хотя это моноспектакль самого Естегнеева, над «Плачем Демона» работала большая команда соавторов, хорошо знакомых российским зрителям: от драматурга проекта Александра Андрияшкина до артиста Гургена Цатуряна, исполнившего для спектакля колыбельную. Кроме того, на фестивале запланирована серия хореографических мастер-классов (примечательно, что все педагоги этого цикла — женщины, представительницы разных эстетик и направлений).
В «музыкальную» часть программы вошли и синтетические постановки, работы на стыке жанров. В их числе — спектакль открытия, который создавался специально для фестиваля. Постановка Филиппа Григорьяна «Nachspiel» («Эпилог») — «концерт-променад», во время которого зрители смогут свободно перемещаться по трём этажам креативного пространства Kühlhaus. Действие объединит современную музыку в исполнении ансамбля Klangforum Wien и танец буто (ансамбль участников был собран актёром и хореографом Валентином Цзином). Также в числе соавторов постановки — художница Ваня Боуден, драматург Ольга Федянина и другие.
Ещё одно событие на стыке жанров — первая часть вечера «Белорусские песни / Все самолёты летят в Минск», мультижанровый перформанс. Кантата Владимира Раннева «Белорусские песни», основанная на стихах Константина Стешика, здесь будет дополнена хореографическим моноспектаклем Анны Абалихиной в пространстве, созданном Ксенией Перетрухиной. А во второй части вечера ансамбль Neue Vocalsolisten уже в аскетично-концертной форме представит музыкальные сочинения трёх белорусских композиторов, которые сейчас находятся в эмиграции.
В исполнении участников «Эпилога», ансамбля Klangforum Wien, прозвучит и концертная программа «Вавилонская башня» — сочинения современных композиторов с постсоветского пространства: из России, Украины, Беларуси, Литвы, Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана. А музыканты ensemble mosaik и Duo Falak представят на фестивале программу «Быть Адамом: экспериментальная музыка Центральной Азии». Помимо исполнения сочинений композиторов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана и Башкортостана, частью программы станет панельная дискуссия.
Также в афише смотра — выступление греческого пианиста Павлоса Антониадиса и концерт группы Shortparis, которым и закроется фестиваль Voices-2024.