В программе нового сезона Бургтеатра — 23 премьеры, в том числе спектакли Франка Касторфа, Мартина Кушея, Барбары Фрей и Йохана Симонса.
Сезон 2023-2024 станет последним для Мартина Кушея в роли директора венского Бургтеатра. Слоганом этой программы он выбрал слова «Проснуться, прежде чем вновь станет мрачно» («Aufwachen, bevor es wieder finster wird») — основным посылом сезона станет противостояние растущим правым силам, борьба за демократию и человеческие права. По мнению режиссёра, театр не должен отворачиваться от действительности, напротив, он должен оставаться политически активным, быть местом дискуссий и споров.
В новом сезоне будут выпущены 23 новые постановки, 6 из них — уже в сентябре.
Откроет сезон «Сон в летнюю ночь» в постановке Барбары Фрей. Это копродукция с Рурской триеннале. Режиссёр выведет на поверхность современную проблематику в самой исполняемой комедии Шекспира. Важными темами тут станут климатический кризис, гендерное неравенство, а также противостояние патриархальным политическим системам. Объединяет всё это идея магического превращения, изменения и театральной иллюзии.
Сам Мартин Кушей также представит в новом сезоне две новые постановки в русле заявленной проблематики программы. В «Мизантропе» Мольера режиссëр поднимает вопросы о морали, правде и их существовании в современном обществе. Все персонажи безукоризненно красиво говорят, но внутри них — пустота и одиночество, спрятанные от внешнего мира. Сценография Мартина Цехетгрубера подчëркивает эту тему скрытности — на сцене будет выстлан идеальный паркет, за которым прячется правда.
Второй премьерой сезона для директора Бургтеатра станет пьеса Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад». Тут режиссёр исследует тему социального ада, куда попадает главная героиня пьесы. В спектакле смешивается мифологическое и современное — тема социальных меньшинств и восхождения «наверх».
Премьера «Площади героев» в постановке Франка Касторфа также продолжит социальную тематику. Последняя пьеса Бернхарда, написанная к 50-летию «аншлюса», говорит об опасности нацистского режима, необходимости искоренения авторитаризма. Еë герой, профессор Шустер, в 1938 году был вынужден бежать из Вены, а вернувшись спустя 50 лет, обнаружил, что нацизм все так же жив.
К исторической теме обратится и режиссёр Йохан Симонс со своей постановкой «Смерти Дантона» Бюхнера. Эта пьеса — одно из первых документальных драматических произведений. Бюхнер во время её создания досконально изучал документы времени Великой Французской революции. Жан Жак Дантон, штурмовавший Бастилию в 1789 году, был одним из палачей сформировавшейся позднее диктатуры: многочисленные казни, закон о самозащите, практически разрешавший убийство — всё это во многом его рук дело. Но со временем режим добрался и до него — Робеспьер и его сторонники отправили Дантона на гильотину. Тема режима, уничтожающего своих создателей, становится одной из важнейших в этом спектакле, но и вопросы убийства и самозащиты, автократии и жертв режима выносятся на передний план.
Полный список премьер нового сезона можно найти по ссылке.