Премьеру Венской оперы, «Кармен» в постановке Каликсто Биейто, сыграют при пустом зале для зрителей онлайн-трансляции 21 февраля.
«Кармен» испанского режиссёра Каликсто Биейто сегодня уже стала классикой. В 1999 году именно постановка «Кармен» стала первой большой работой на оперной сцене режиссёра, уже известного в качестве автора драматических спектаклей. Причём тогда его версия хрестоматийного сочинения Бизе была принята со скандалом. По мнению критиков, эта «Кармен наших дней» стала оперным «фильмом Альмодовара».
С тех пор Биейто многократно перерабатывал и переосмысливал эту оперу, пока спектакль «кочевал» по музыкальным театрам всего мира (до Венской оперы он добрался только сейчас — предстоящий показ для театра будет премьерным).
В конце 2018 года Биейто рассказывал в интервью Парижской опере о нескольких основных акцентах этой знаковой для себя работы: «Моя Кармен — из плоти и крови. Она воплощает только саму себя, она женщина своего времени, со своей ДНК. Она очень конкретный персонаж, как и дон Хосе. Для того, чтобы раскрыть её человечность, нужно было подчеркнуть её многочисленные противоречия, тёмные и светлые стороны её личности. Мне кажется, было бы ошибкой представлять Кармен как роковую женщину. Это просто сложная, многогранная женщина, все стороны которой раскрываются в музыке Бизе. Мне известно, какими ярлыками критики награждают мои постановки. Кармен не больше проститутка, чем Фраскита или Мерседес. Она прежде всего одинокое создание, не слишком образованное, простое. Ей хочется любить, чувствовать себя желанной, бегать, летать…
Хосе — страдающий, склонный к насилию мужчина, находящийся в борьбе с самим собой, со своим долгом, с влиянием матери и собственными страстями. В его образе я хотел подчеркнуть повседневное, бытовое насилие. Мы живём в жестокое время, когда нетерпимость и жестокость отражаются в социальной, экономической и, конечно, в бытовой сфере — особенно, мне кажется, в Испании. Я опровергаю идею, что Кармен ищет смерти и провоцирует Хосе себя убить. Она хочет жить, ощущать себя живой.
В этой постановке много разных световых эффектов, намекающих как на Гойю и Сурбарана, так и на свет, который можно увидеть в марокканской пустыне. Действие не привязано к определённой эпохе: это может быть как конец диктатуры Франко, так и начало 80-х. В квинтете есть пародийная отсылка к традиционной Испании; я хотел сделать её внезапной, язвительной, циничной. Мерседес и Фраскита одеты в костюмы фламенко, напоминающие образ Испании, как её представляют себе туристы. Разумеется, здесь здоровая доза иронии. Бык — это не символ мужественности, это отражение идеи одиночества, присущего таким местам. Как быки на обочине дорог в пустыне Монегрос, особенно возле Сарагосы. Горные ландшафты, населённые этими гигантами, заметными за несколько километров».
Венская опера в анонсе предстоящей премьеры напоминает, что для Биейто Кармен — не образ роковой женщины из мужских фантазий и не символ эмансипации, а индивидуальная личность. Здесь важна тема границы, где живут солдаты, работницы, мошенники, но нет места «цыганскому» антуражу, клише и китчу. А коррида, что подтверждает и сам режиссёр, — в огромной мере образ противостояния двух людей. Всё вместе, как напоминает Венская опера, остаётся признанием Биейто в любви своей родине.
Заглавную партию исполнит Анита Рачвелишвили, в роли Дона Хозе — Пётр Бечала, в роли Эскамильо — Эрвин Шротт. Дирижёр — Андрес Ороско-Эстрада.
Трансляцию на сайте театра можно будет посмотреть в режиме реального времени — 21 февраля в 20.00 по Москве. Запись останется в доступе на 24 часа. Просмотр из любой точки мира бесплатный, однако необходимо зарегистрироваться на сайте театра (здесь).
Напомним, в Австрии действуют усиленные меры по борьбе с пандемией коронавируса. Театры закрыты для зрителей с ноября 2020, и запланированное на начало марта открытие было вновь отложено — как минимум, до апреля. Венская опера сообщила, что закрывается до соответствующего распоряжения правительства.