12 и 13 октября на Малой сцене Приморского театра молодёжи во Владивостоке пройдёт премьера спектакля Максима Соколова «Робинзон» (16+) по мотивам романа Даниэля Дефо.
Ученик Сергея Черкасского, активно работающий в театрах всей страны режиссёр Максим Соколов нередко обращается к материалу на стыке «детского» или «подросткового» и «взрослого» театров. История о Робинзоне Крузо давно воспринимается в контексте «библиотеки приключений» — задолго до появления одноимённой советской серии книг роман Дефо перешёл для читателей в категорию жанровой «литературы для подростков», хотя от первоначальных авторских задач такое представление крайне далеко. Максим Соколов попробовал приблизиться к серьёзности первоисточника, уйдя от известных большинству адаптированных вариантов и перенося в своём спектакле действие в наши дни. «Что будет, если человека 20-х годов 21 века лишить главного общественного ресурса — информации? — говорится в анонсе. — К чему приведёт опыт пребывания на необитаемом острове сегодня? И что произойдёт с человеком, который останется наедине с собой на протяжении 28 лет?».
Подробнее о замысле Максим Соколов рассказал пресс-службе Приморского театра молодёжи: «Я помню, что сидел в интернете часа три, после чего отложил телефон, закрыл глаза и подумал о том, что хочу оказаться на необитаемом острове. Скроллинг ленты создаёт иллюзию контроля ситуации, мы получаем очень много лишней информации, которую не успеваем переваривать, такой день сурка. Мне захотелось другого пространства: визуального, чувственного, в каком-то смысле первозданного. Надо сказать, что в детстве роман Дефо я не очень любил, но потом подумал: всё, что создано в 18 веке и продолжает быть на слуху, заслуживает более глубокого исследования. Как оказалось, в детстве я читал сильно усечённую, частично переписанную версию, поэтому когда я прочёл последний наиболее полный перевод, я был рад, что интуиция меня не подвела. В своей сути спектакль ближе к первоисточнику, чем очень многие издания этого произведения в нашей стране. Отличаться будет эпоха (наши дни), но с этим произведением изменения несут скорее внешний характер, так как история универсальна.
Жанр нашего спектакля — “вечеринка для выгоревших”. Это даёт некоторую свободу: добиваясь эффекта терапии, мы дрейфуем между переживаниями человека, столкнувшегося со сложной жизненной ситуацией, и способами самопомощи. Надеюсь, этот спектакль поможет кому-нибудь по-другому взглянуть на свои проблемы — а может, человек просто отложит телефон и посмотрит на окружающий мир чуть с большим интересом».
На фото — сцена из спектакля «Робинзон» © Валентин Труханенко / соцсети Приморского театра молодёжи
Об акценте на изоляцию от информационного потока говорит и художница спектакля Анастасия Юдина: «Речь идёт не только про физическую резервацию, но и информационно-цифровой детокс, и отношение человека к одиночеству, про столкновение с самим собой».
«В нашем спектакле человек попадает на необитаемый остров не после кораблекрушения, а после авиакатастрофы, — цитируют слова Соколова на пресс-конференции местные СМИ. — Действие происходит в наши дни, но сталкивается человек с дикой природой точно так же, как Робинзон из книги, и зовут его точно так же. Тем не менее, основная часть текста сохранена, притом та часть, которая выпала из поля зрения в усечённых версиях».
Любопытно, что и система персонажей в спектакле будет необычной. Так, у заглавного героя, которого играет Павел Пятыров, минимум текста, а рядом с ним находятся музыканты: актриса Энже Ханиева говорит, что эти действующие лица — «музыканты с “Титаника”». «Мы понимаем, что умрём, но продолжаем играть и петь», — поясняет она. При этом звучат в спектакле самые разные композиции — от джаза и классики до рока, а часть музыки создана с помощью искусственного интеллекта. Что касается Пятницы, то этот персонаж присутствует в постановке, но не в «эмпирической реальности» заглавного героя: Робинзон сам выдумывает этого воображаемого друга и собеседника.