2000-2001
8 июня 2000
Олег Табаков назначен художественным руководителем МXАТа имени Чеxова, на сцене которого он дебютировал в 1983 году в роли Сальери. Должность освободилась 24 мая после смерти Олега Ефремова. Выбор преемника никого не удивил, но многие сетовали на поспешность принятого тогдашним министром культуры Михаилом Швыдким решения. Для Табакова опыт руководства театром не был новым. В 1970 году, после назначения Ефремова художественным руководителем МХАТа, он на 6 лет стал директором «Современника» и уже в этом качестве способствовал утверждению Галины Волчек на должность главного режиссера. В дальнейшем параллельно с работой во МХАТе он много лет руководил собственным театром в подвале на улице Чаплыгина.
15 июня 2000
Мировая премьера пушкинского «Бориса Годунова». Спектакль поставил англичанин Деклан Доннеллан, до этого в Москве не работавший. Спектакль с учас-тием Александра Феклистова (Борис) и Евгения Миронова (Самозванец), созданный в копродукции Международного театрального фестиваля имени Чехова и множества иностранных институций, стал вторым в череде российских проектов режиссера (после «Зимней сказки» в петербургском МДТ — Театре Европы). Впоследствии с российскими актерами Доннеллан поставит «Двенадцатую ночь», «Три сестры», «Бурю», «Меру за меру», выпустит два танцевальных спектакля в Большом театре.
20 июня 2000
Премьера «Одной абсолютно счастливой деревни» по повести Бориса Вахтина в постановке Петра Фоменко в его «Мастерской». Этот спектакль стал одной из важнейших вех в истории «Мастерской Петра Фоменко». Театру он принес «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы», а Полину Агурееву вывел в ряд наиболее заметных актрис своего поколения. «Этюды», как называют в «Мастерской» эту постановку, идут до сих пор с неизменным аншлагом.
28 сентября 2000
В РАМТе (незадолго до этого переименованном из Центрального детского театра в Молодежный) состоялась премьера спектакля Алексея Бородина «Дневник Анны Франк». Постановка стала театральным дебютом Чулпан Хаматовой, недавней выпускницы ГИТИСа, уже снявшейся в «Стране глухих», и первой постановкой о Холокосте в российском театре.
27 ноября 2000
Премьера спектакля «Кухня» Максима Курочкина и Олега Меньшикова в Театральном товариществе «814». Сам Меньшиков не только заказал текст молодому драматургу, но и выступил одновременно в двух ролях: режиссера и исполнителя роли Гюнтера (пьеса переосмысляет «Сагу о Нибелунгах», хотя действие происходит на современной кухне); в спектакле также участвовала Оксана Мысина. Это была одна из первых попыток скрестить новую драму с коммерческим театром и попробовать совместить разные жанры. Увы, по-настоящему успешной она не оказалась: ни поклонники антрепризы, ни интеллектуалы-театралы не приняли «Кухню» за свою.
Ноябрь 2000
Премьера «Школы для дураков» Андрея Могучего по роману Саши Соколова. Жанр спектакля обозначен как «визуальные ассоциации». Совместный проект театра-фестиваля «Балтийский дом» и петербургского Формального театра. Одна из наиболее значительных постановок режиссера, возникшая в знаменитой 91-й репетиционной комнате «Балтдома». Тихий камерный спектакль, где главные смыслы возникали помимо слов, принес Могучему первый большой успех. Он получил Fringe First Award (Эдинбургский фестиваль) и Гран-при фестиваля BITEF (Belgrade International Theatre Festival), «Золотой софит» и «Золотую маску» (приз критики).
24 февраля 2001
Премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло открывается новое здание театра «Школа драматического искусства» на Сретенке. Уникальный театральный комплекс с несколькими сценами («Манеж», «Тау-зал», «Грот-зал», «Глобус»), репетиционными помещениями и художественными мастерскими спроектирован архитектором Игорем Поповым совместно с режиссером Анатолием Васильевым, художественным руководителем новой площадки. С этого спектакля началась международная известность театра и еще больше возросла режиссерская слава Васильева. В апреле 2001 года, через несколько месяцев после открытия, театр принят в Союз театров Европы.
17 апреля 2001
Роман Козак становится художественным руководителем Театра им. Пушкина, где работает до своей смерти (май 2010 года). При нем театр из провинциальной площадки в центре Москвы на какое-то время становится центром притяжения для продвинутых зрителей и критиков.Среди самых заметных спектаклей театра того времени — «Академия смеха» по пьесе Коки Митани, сыгранная на малой сцене театра Николаем Фоменко и Андреем Паниным, и «Косметика врага» по повести французской писательницы Амели Нотомб — совместная работа с театром «Сатирикон» Константина Райкина: спектакль, в котором играли два главных режиссера, Райкин и Козак, шел в обоих театрах по очереди.
18 апреля 2001
Московский дебют режиссера Кирилла Серебренникова. Спектакль «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева в Центре драматургии и режиссуры становится важным этапом в освоении театром отечественной новой драмы. Спектакль вызвал бурную реакцию как публики, так и прессы, многократно гастролировал за рубежом, представляя молодой русский театр на международных театральных фестивалях. Именно благодаря «Пластилину» оба — и драматург, и режиссер — стали по-настоящему известны широкой публике.
21 апреля 2001
Открытие третьей Всемирной театральной олимпиады. Олимпиада задумана в 1993 году режиссером Теодоросом Терзопулосом и министром культуры Греции Мелиной Меркури. Первая Олимпиада с участием семи стран состоялась в 1995 году в Дельфах. В дальнейшем через нерегулярные промежутки времени она проходила в Сидзуоке (1999), Москве (2001, под девизом «Театр для людей»), Стамбуле (2006), Сеуле (2010), Пекине (2014), Вроцлаве (2016).В Москву впервые приехал конный театр «Зингаро» под руководством Бартабаса; показаны спектакли Някрошюса, Стрелера, Уилсона, Стуруа, Судзуки, Терзопулоса, Бонди. В программе «Площадные театры мира» (автор — Слава Полунин) приняли участие около 40 уличных театров из 15 стран, а также шесть знаменитых клоунов. События Олимпиады посетили более миллиона человек.
2001-2002
В 2001 году вышел единственный прижизненный сборник пьес Вадима Леванова «Пьесы», в который вошли 14 произведений, написанных до 1999 года. Леванов — драматург, арт-директор фестиваля и альманаха «Майские чтения», автор более тридцати пьес («Изобретатель швейной машинки», «Парк культуры им. Горького», «Шар братьев Монгольфье», «Сто пудов любви»), а также киносценариев, рассказов и эссе. В 2001—2007 годах руководил театральным центром «Голосова-20» в Тольятти. Был постоянным участником фестиваля «Новая драма» (в 2005 и 2007 — член жюри, в 2008 — отборщик). С легкой руки Леванова в театральный обиход вошло словосочетание «тольяттинская школа драматургии». Леванов умер в 2011 году, так и не став широко известным автором — в отличие от своих более молодых коллег. Сборник 2001 года давно стал библиографической редкостью, так как драматурга вообще очень мало издавали. Первое полное собрание сочинений Вадима Леванова в двух томах вышло лишь в 2018 году.
9 ноября 2001
Спектаклем Клима «Альцест» открывается третий фестиваль «Новый европейский театр». Режиссер после длительной паузы потавил спектакль по собственному тексту (и по мотивам пьесы Мольера). Критики отнеслись к премьере как к «возвращению Клима». В программе NET-2001, посвященного современной драматургии, также представлены «Четвертый лишний» по произведениям Виктора Пелевина в постановке украинского режиссера Влада Троицкого; спектакли Евгения Гришковца из Риги и Калининграда и «Огнеликий» по пьесе Мариуса фон Майенбурга в постановке Оскараса Коршуноваса, приехавшего в Россию после десятилетнего перерыва.
4 декабря 2001
Екатеринбургский драматург и режиссер Николай Коляда в свой день рождения официально регистрирует некоммерческое партнерство «Коляда-театр». Фирменным стилем театра Коляды можно назвать китч, разнообразные и не всегда приличные игры со словом, использование любых подручных матери-алов (от эстрадных мелодий до костюмов с помойки). За 17 лет в театре поставлены не только пьесы самого художественного руководителя, но и многие произведения русской и зарубежной классики, а из крошечного подвала в центре города (помещение Краеведческого музея на пр. Ленина, 69 театр получил лишь в 2004 году) коллектив в конце концов перебрался в гораздо более подходящее здание. С 2003 года на базе театра проводится международный открытый конкурс драматургов «Евразия».
14 февраля 2002
В Москве создан Театр.doc — театр документальной пьесы или «театр, в котором не играют». Инициаторами появления нового театра в одном из подвалов на Патриарших были драматурги Михаил Угаров и Елена Гремина, а также ее сын — киносценарист Александр Родионов. Драматург Ольга Михайлова договорилась с правлением дома, где жила, и под театр сдали заброшенный подвал в Трехпрудном переулке. Драматурги Иван Вырыпаев и Максим Курочкин из найденных на помойке щитов ДСП соорудили сцену. Спектакль по пьесе Вырыпаева «Кислород», который автор вместе с Ариной Маракулиной сыграл в Театр.doc в том же году, часто называют манифестом нулевых.
5 апреля 2002
Премьера спектакля Кирилла Серебренникова «Откровенные полароидные снимки» по пьесе Марка Равенхилла в филиале Театра имени Пушкина. Вторая московская постановка английского драматурга, специализирующегося на жестких пьесах из жизни маргиналов всех мастей (его Shopping & Fucking, ставший главным европейским хитом конца 1990-х, поставила в 1999 году в Центре драматургии и режиссуры Ольга Субботина), сразу же превратила режиссера в заметную фигуру московского театрального ландшафта. О Серебренникове заговорили как о надежде русского театра. Совсем скоро — в том же 2002 году — Олег Табаков пригласил его на постановку в Художественный театр. Популярность же Равенхилла, относимого исследователя к направлению In-Yer-Face Theatre, постепенно сошла на нет: единственной заметной постановкой последних лет стала Shoot/Get treasure/Repeat Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского в театре рost (2012).10 марта 2002В Центре драматургии и режиссуры впервые сыгран спектакль Михаила Угарова «Облом off» по собственной пьесе «Смерть Ильи Ильича». Камерный спектакль, шедший на сцене Центра-музея Высоцкого, фактически переворачивал все представления о театре вообще и о новой драме в частности. Практически все актеры, занятые в спектакле «Облом off», стали звездами, а пьеса «Смерть Ильи Ильича» обошла многие театры России. И появилась надежда, что кризис в российском театре, связанный с затянувшейся сменой поколений и отсутствием свежих идей, может быть преодолен.
13 июня 2002
Уже широко известный в Петербурге режиссер Юрий Бутусов шумно дебютирует на московской сцене. По приглашению Константина Райкина режиссер ставит в «Сатириконе» «Макбетта» Ионеско и становится любимцем московской публики. Актеры, которых он занял в этом спектакле (Григорий Сиятвинда, Агриппина Стеклова, Денис Суханов), часто продолжали работать с ним и дальше.
2002-2003
2002 год стал годом расцвета новой российской драмы и ее признания за рубежом. Вручая в Лондоне Evening Standard Theatre Award за пьесу «Пластилин», поставленную в лондонском театре Royal Court, «самому многообещающему драматургу» Василию Сигареву, знаменитый британский драматург Том Стоппард сравнивает его с Достоевским. К тому моменту Сигарев уже лауреат премий «Дебют-2000» и «Антибукер-2000».
12 января 2003
Премьера спектакля «Мамапапасынсобака» Нины Чусовой в московском театре «Современник» вызывает неожиданно бурный восторг у публики и критики. Чулпан Хаматова получает за роль сына «Золотую маску» как лучшая актриса, а автора спектакля Нину Чусову объявляют надеждой молодой режиссуры. За пятнадцать прошедших лет Чусова выпустила немало коммерческих хитов и антрепризных спектаклей, стала руководителем цирка танцующих фонтанов «Аквамарин» и постановщицей эстрадных шоу. Громкий успех давнего спектакля, долгие годы остававшегося в репертуаре «Современника», она пока так и не повторила.
5 мая 2003
На малой сцене Театра им. Гоголя Константин Богомолов, выпускник ГИТИСа того года (мастерская Андрея Гончарова), показывает режиссерский дебют «Что тот солдат, что этот» по редко шедшей в России пьесе Бертольта Брехта. Зрители спектакля не заметили (в Театр им. Гоголя в тот момент ходить было не принято), и лишь немногие критики разглядели в молодом дебютанте будущую звезду режиссуры. Особенно их радовали в Богомолове интерес к социальному абсурду и здоровый молодой азарт.
10 июля 2003
На сцене недавно построенного культурного центра СТД на Страстном бульваре играют самую ожидаемую премьера сезона — «Вишневый сад» в постановке литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. Спектакль создан Фондом Станиславского совместно с театром «Мено Фортас». В нем участвуют такие звезды, как Евгений Миронов, Людмила Максакова и Алексей Петренко. Критики в своих оценках далеко не единодушны, но в рецензиях появляется и словосочетание «великий спектакль».
2003-2004
Август 2003
Художественным руководителем Александринского театра становится руководитель Центра им. Мейерхольда москвич Валерий Фокин. Поклонник условного театра и многозначительного, но минималистичного театрального жеста оказывается во главе большой неповоротливой махины, которая в последние годы еле выживала в центре Петербурга. Парадоксальность этого назначения долго обсуждается в прессе, вызывая ассоциации одновременно и с работой Мейерхольда в Александринке, и с деятельностью самого Фокина в Театре им. Ермоловой во второй половине 1980-х. За 15 лет Фокин возрождает театр, создает несколько монументальных полотен, в том числе спектакль, посвященный мейерхольдовскому «Маскараду». При Фокине и по его инициативе строится Новая сцена, ставшая модным театральным пространством; в театре появляется магистратура, а вместе с ней молодые режиссеры.
1 января 2004
Художественным руководителем балета Большого театра становится 35-летний Алексей Ратманский, уроженец Ленинграда, выпускник московского училища, экс-премьер датского Королевского балета и довольно известный хореограф. Молодой худрук выступает с внятной художественной программой, объявляет курс на создание отечественных эксклюзивных постановок и восстановление раритетных спектаклей советского драмбалета 1930—50-х годов. Помимо общего руководства Ратманский в эти годы активно занимается творчеством (первой работой, поставленной им в Большом театре в новом качестве, стала вторая редакция балета «Леа», затем последовали «Игра в карты», «Русские сезоны» и т. д.). Через 5 лет, 1 января 2009 года, Ратманский по собственной воле покинет Большой.
13 февраля 2004
Премьера пьесы «Сиротливый Запад» в пермском театре «У моста» (номинация на премию «Золотая маска» 2008 года). Благодаря стараниям небольшого провинциального театра и лично режиссера Сергея Федотова российские зрители впервые знакомятся с пьесами ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Начиная с 2004 года Федотов поставил, кажется, все написанные ирландцем тексты, так что в его театре можно запросто проводить монографические фестивали (что время от времени и происходит). Из Перми Макдонах начинает шествие и по другим городам России, очень скоро попадая на театральные афиши Москвы и Петербурга.
3 марта 2004
Премьера балетов Уильяма Форсайта в программе международного фестиваля балета «Мариинский». Спектакль становится настоящей сенсацией. Балетоманы и критики называют «тройчатку» главного современного хореографа наших дней не меньше чем бомбой. Российские классические танцовщики прекрасно справились с задачей работать технично и остро, но без игры и характерности. Очевидцы показов называют балеты Форсайта в российском исполнении то киберпанком, то best of the best и говорят, что после них только и остается, что глупо улыбаться от счастья.
2004-2005
Октябрь 2004
Появление в Москве фестиваля «Сезон Станиславского» (организованного существующим с 1994 года Фондом Станиславского), концепция которого заключается в том, чтобы собрать спектакли последователей Станиславского со всего мира и дать публике возможность познакомиться с творчеством мировых режиссеров. Последователями за годы существования фестиваля были объявлены такие разные режиссеры, как Питер Брук, Люк Персеваль, Лев Додин, Эймунтас Някрошюс, Томас Остермайер, Ингмар Бергман, Кристоф Марталер и даже Пиппо Дельбоно.
23 марта 2005
Скандальная премьера оперы «Дети Розенталя» на Новой сцене Большого театра. Либретто Владимира Сорокина, музыка Леонида Десятникова, музыкальный руководитель — главный дирижер Большого театра Александр Ведерников. Первоначально предполагалось переработать пьесу Сорокина «Щи», но чтобы избежать использования ненормативной лексики, решили создать оригинальное либретто. В итоге возникла постмодернистская опера о клонах великих композиторов — Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского и Моцарта, которых создал бежавший в СССР из Германии ученый Алекс Розенталь. Постановщиком спектакля выступил Эймунтас Някрошюс, положивший начало походу известных театральных режиссеров на оперную сцену Большого. После Някрошюса в Большом ставят Роберт Уилсон, Кирилл Серебренников, Валерий Фокин, Римас Туминас, Сергей Женовач, Алексей Бородин и другие. Спектакль «Дети Розенталя», несмотря на все споры и организованные движением «Наши» демонстрации протеста, несколько лет держится в репертуаре, ездит на гастроли и даже получает специальный приз премии «Золотая маска».
Апрель 2005
В ГИТИСе проходит фестиваль дипломных работ мастерской Сергея Женовача «Шесть спектаклей в ожидании театра». По окончании фестивальной недели Женовач и его студенты объявляют, что остаются вместе и продолжат играть дипломные спектакли на разных площадках. Скитались «женовачи» недолго: уже в июле 2005 года появилась Студия театрального искусства, ставшая первым частным театром в Москве. Учредитель и меценат СТИ — российский предприниматель Сергей Гордеев. Женовача назначают художественным руководителем, труппа формируется из его учеников разных лет. Театр приобретает известность благодаря инсценировкам и постановкам русской прозы. В 2017 году он становится федеральным и государственным, с прямым подчинением Минкульту.
1 июля 2005
Закрытие исторического здания Большого театра на реконструкцию, продлившуюся много дольше запланированного (первоначально ее собирались завершить в 2008 году, но официальное открытие состоялось только 28 октября 2011-го). Реконструкция главного театра страны сопровождалась постоянными скандалами, расследованиями в прессе, уголовными делами и привела к увольнению многих сотрудников. Недовольных новым обликом театра и до сих пор немало, одним из главных возмутителей спокойствия остается премьер Николай Цискаридзе, нынешний руководитель Академии балета им. А. Вага-новой. В итоге реконструкции Большой обрел Новую сцену и нового директора — в 2013 году на место досрочно покинувшего пост Анатолия Иксанова назначен Владимир Урин. По данным Счетной палаты, за период реконструкции ее стоимость выросла в 16 раз и в итоге превысила 35,4 млрд рублей.
2005-2006
7 октября 2005
Открытие московского театра «Практика», созданного для экспериментальной работы в области новой драмы по инициативе продюсера Эдуарда Боякова. Учредителем выступило правительство Москвы. В 2013 году сам Бояков покинет театр, оставив его директору Юрию Малыгину и драматургу Ивану Вырыпаеву. В 2016 году Вырыпаев покидает свой пост и переезжает в Польшу.
Март 2006
Накануне церемонии вручения «Золотой маски» Комитет по культуре Москвы отстраняет от должности художественного директора театра «Школа драматического искусства» его основателя Анатолия Васильева. Здание на Поварской передается проекту «Открытая сцена» (то есть фактически московские власти отбирают у ШДИ помещение на Поварской). За Васильевым оставляют должность главного режиссера с возможностью вновь обрести пост художественного руководителя по «завершении реорганизации театра». 23 июля 2007 года Васильев подает заявление об уходе со всех должностей, так как не согласен с новым уставом театра, и просит учредителя назначить на эту должность своего ученика, актера и режиссера Игоря Яцко.
15 апреля 2006
Театр «Современник» с большой помпой празднует 50-летие. Президент Владимир Путин приезжает в театр, вручает ордена актерам и присуждает почетные звания. Сюжеты об этом — по всем центральным телеканалам, сам юбилей широко освещается в прессе. На сцене в этот день идет знаковый для театра спектакль Галины Волчек «Крутой маршрут», а в зале сидит отборная публика, формировавшаяся в течение всего сезона с помощью специально установленной в фойе «коммуникативной трубы», куда зрители опускали свои записки с пожеланиями, размышлениями и мини-рецензиями.
Июль 2006
В Театре им. Маяковского проходят гастроли Малого театра Вильнюса (основатель и художественный руководитель Римас Туминас). В Москве впервые показывают спектакли Туминаса «Вишневый сад», «Мадагаскар» и «Три сестры».
2006-2007
1 сентября 2006
«Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова на Новой сцене Большого театра. Поклонники большого стиля, как и ожидалось, дружно обвиняют режиссера, второй раз ставящего спектакль на главной сцене страны (в 2003-м он выпустил здесь «Похождения повесы» Стравинского), в осквернении классики. Однако критика в целом говорит о спектакле добро-желательно, а иногда и восторженно, хвалит испол-нителей, истинный драматизм и внятность трактовки. Спектакль идет часто, иногда по 2—3 блока в год. Последние показы состоялись в 2017 году.
Сентябрь 2006
В Петербурге проходит первый международный театральный фестиваль «Александринский», приуроченный к 250-летию Александринского театра. С тех пор фестиваль проводится ежегодно (кроме 2012 года) и официально «имеет своей целью представить искусство государственных национальных театров различных стран мира, развивающих классические сценические традиции и устремленных к поиску современных средств театральной выразительности». В последние годы важное место в афише фестиваля занимают не только спектакли больших государственных театров, но и небольшие компании, оказывающие, по мнению организаторов, влияние на формирование культурного ландшафта. Так, в афише 2018 года, посвященной пятилетнему юбилею Новой сцены, значатся Борис Юхананов, Всеволод Лисовский, Дмитрий Волкострелов, театр «Тру» и Инженерный театр АХЕ.
Октябрь 2006
Открытие первого фестиваля «Территория» на станции метро «Воробьевы горы». Арт-дирекция фестиваля: Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Роман Должанский, Чулпан Хаматова, бизнесмен Андрей Ураев; в 2014-м к ним присоединился исполнительный директор ММОМА Василий Церетели. Арт-дирекция формирует программу смотра и мастер-классов образовательной программы, так как «Территория» — еще и первый в России фестиваль-школа актуального искусства. С 2006 года гостями «Территории» побывали Rimini Protokoll, The Wooster Group, Димитрис Папаиоанну, Арпад Шиллинг, Жозеф Надж, Ромео Кастеллуччи, Сиди Ларби Шеркауи, Фальк Рихтер, Акрам Хан, Ян Фабр и многие другие. В рамках фестиваля в течение года проходят социальные проекты и организуются арт-лаборатории.
18 декабря 2006
Художественным руководителем Театра наций назначен Евгений Миронов. С его приходом в театре происходит постепенная смена курса и реорганизация административного состава. Министр культуры Михаил Швыдкой связывает это назначение помимо прочего с необходимостью омоложения руководящих кадров. Вступление Миронова в должность проходит не безоблачно: бывший директор Михаил Чигирь, выступая на радио «Эхо Москвы», заявляет о захвате здания и власти. Однако при Миронове Театр наций становится гораздо более популярным. Заканчивается ремонт, вернее, долгострой, в котором этот театр находился много лет.
14 апреля 2007
Художественный руководитель СТИ Сергей Женовач получает сразу три «Золотые маски», причем все в основных номинациях. Премию за лучший спектакль большой формы ему вручают за поставленного в Малом театре «Мнимого больного», а в номинациях «Лучший спектакль малой формы» и «Работа режиссера» побеждает «Захудалый род» в Студии театрального искусства.
4 июня 2007
Литовский режиссер Римас Туминас принимает предложение стать художественным руководителем Театра имени Вахтангова. Труппа активно протестует. За несколько лет конфликт удается разрешить, и Туминаса так или иначе признает большая часть труппы.
2007-2008
15 сентября 2007
Признанный мэтр европейского театра Кристиан Люпа выпускает в Александринском театре чеховскую «Чайку», изрядно изменив сюжет пьесы, впервые поставленной на той же сцене более ста лет назад. Режиссер дебютирует на российской сцене, хотя к русской литературе обращается далеко не впервые (прежде он уже ставил не только Чехова, но и Леонида Андреева, Горького, Достоевского, Булгакова). Люпа оставляет Константина Треплева в живых и вводит персонажа в трико, в программке названного Потерянным. Критика почти единодушно хвалит спектакль как стильный и современный, а вот зрители воспринимают его довольно скептически.
6 октября 2007
Премьера «Берега утопии» Тома Стоппарда в поста-новке Алексея Бородина в РАМТе. Спектакль отличают масштаб (три части, 68 актеров, 70 персонажей) и необычный формат: он идет почти девять часов и играется в один день с небольшими перерывами. При этом постмодернистская трилогия из русской истории впервые поставлена не только целиком, но и в лучших традициях русского психологического театра. На премьеру приезжает сам Стоппард, пресса много пишет об общекультурной значимости события, а режиссер, пожалуй, впервые так явно обозначает интерес к переосмыслению истории. С тех пор он поставил немало спектаклей на эту тему («Нюрнберг», «Демократия», «Последние дни»), а сам «Берег утопии» успел отпраздновать десятилетний юбилей.
Апрель 2008
Появление в Санкт-Петербурге премии «Прорыв», которая поддерживает театральных деятелей в возрасте до 35 лет. «Прорыв» учредили театральные критики Жанна Зарецкая и Андрей Пронин и театр «Приют комедианта». В сфере интереса премии — режиссеры, актеры, театральные художники и менеджеры драматического театра. «Прорыв» отдает предпочтение работам новаторского или экспериментального характера, считая своей задачей поддержку инновационных подходов к развитию театрального процесса.
2008-2009
18—22 ноября 2008
Фестиваль NET (Новый европейский театр) включает в программу проект Call Cutta In a Box группы Rimini Protokoll, тем самым открывая Штефану Кэги, Дэниелю Ветцелю и Хельгард Хауг путь в Россию. Подготовленная публика приходит в восторг от остро-социального по содержанию и остроактуального по форме спектакля немецко-швейцарских нова- торов и с нетерпением ждет их следующего визита (он состоится в 2012-м, когда на NET привозят «Пробу грунта в Казахстане»), а критики отмечают, что театр может быть и таким — больше похожим на увлекательную психологическую игру. Мысли о том, что совсем скоро «Римини» будет делать копродукции в России, пока еще не возникает.
22 ноября 2008
Алвис Херманис выпускает в Театре наций спектакль «Рассказы Шукшина». Дебюту латышского режиссера в России предшествует долгая предварительная подготовка и поездка на родину автора на Алтай. Успех спектакля оказывается ошеломляющим, он примиряет западников и славянофилов, авангардистов и традиционалистов, критиков и зрителей. Актеры (Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Свежакова, Юлия Пересильд и другие) выступают в довольно неожиданных ролях. Спектакль получил три «Золотые маски» (за лучший драматический спектакль большой формы, мужскую роль и работу художника), три «Хрустальные Турандот» (лучший спектакль, женская и мужская роли), московскую театральную премию «Гвоздь сезона». Он принимал участие в крупнейших европейских театральных фестивалях и объехал с гастролями полмира. Вероятно, это самый успешный российский театральный проект с начала нулевых. В репертуаре театра он остается и сегодня.
4 марта 2009
«Жизнь удалась» одного из самых важных русско-язычных авторов начала XXI века Павла Пряжко в Театре.doc в постановке Михаила Угарова и Марата Гацалова. Полный ненормативной лексики текст о жизни наших современников режиссеры и художник Ксения Перетрухина осмыслили в духе минимализма: ни декораций, ни костюмов, одни лишь поставленные лицом к зрителю стулья. Угаров характеризовал эту постановку как «оперу в концертном исполнении», которую начинают актеры, а заканчивают персонажи. Спектакль получил специальный приз жюри драматического театра на «Золотой маске» 2010 года. Премьере предшествовало важное обстоятельство: репетиции шли в театре «Практика», но за несколько дней до выпуска художественный руководитель «Практики» Эдуард Бояков предложил радикально изменить режиссерское решение спектакля. Угаров и Гацалов отказались это сделать и выпустили спектакль в Театре.doc. Бояков же пригласил Виктора Алферова, который поставил альтернативный спектакль в «Практике».
2009-2010
2 сентября 2009
Громкая премьера «Дяди Вани» в Театре им. Вахтангова. Критика, пару лет назад встретившая назначение Римаса Туминаса с долей скептицизма, начинает говорить о возрождении Вахтанговского театра и его традиций, отмечая не только эксцентричность постановки, но и высококлассную актер-скую игру. Начавшийся после назначения Туминаса конфликт постепенно сходит на нет, вахтанговские старики перестают выступать против нового худрука. По общему признанию, Войницкий становится лучшей ролью Сергея Маковецкого за многие годы, а сам спектакль получает множество призов.
Ноябрь 2009
В Петербурге на фестивале им. Сергея Курехина «Электромеханика» независимая творческая группа Le Cirque de Charles La Tannes показала премьеру первой русской хип-хоперы «Копы в огне», театральный комикс про копов-супергероев. Ее режиссер Юрий Квятковский окончил Школу-студию МХАТ, где поставил мультимедийный спектакль «Хрустальный мир» по рассказу Виктора Пелевина. После этого снимался в сериалах и работал в нескольких театрах. Он первым в Москве рискнул позвать рэперов в театр, и они принесли с собой на сцену законы жанра: ритм, интонации и элементы площадной импровизации.
Декабрь 2009
Создание Центра современной драматургии в Екатеринбурге. На сайте ЦСД написано, что «это театр, где никогда не бывает скучной классики». Это действительно театр, где идут только современные пьесы, причем некоторые из них настолько свежие, что даже называются горячими, так как их только что распечатали на принтере. Центр создали Николай Коляда (художественный руководитель) и Наталья Санникова (директор). Пять первых лет, до 2011-го, он скитался, пока не получил собственное помещение. Сейчас в ЦСД помимо спектаклей проходят читки, осуществляются социально значимые проекты, идет сотрудничество с известными стритарт-художниками. Это главная на Урале площадка для театральных экспериментов молодых драматургов и режиссеров.
27 февраля 2010
Марат Гацалов выпускает спектакль «Экспонаты» по пьесе Вячеслава Дурненкова в Прокопьевском драматическом театре им. Ленинского комсомола, художественным руководителем которого становится 1 сентября того же года. Спектакль принимает участие сразу в нескольких фестивалях: «Ново-Сибирском транзите», фестивале театров малых городов России (Лысьва), фестивале «Радуга» (Санкт-Петербург) и международном фестивале «Текстура. Театр и кино о современности» (Пермь), где получает Гран-при в номинации «Спектакль СегоДня». Кроме того, недавний режиссер-дебютант Гацалов получает «Приз критики» фестиваля «Золотая маска» по итогам театрального сезона 2009—2010. Параллельно он выпускает в ЦДР «Приход тела» братьев Пресняковых, названный самым скандальным спектаклем года.
4 июня 2010
Евгений Писарев назначен художественным руководителем Московского драматического театра им. Пушкина. Актер, бывший еще недавно помощником Олега Табакова в МХТ, Писарев берет курс на большую развлекательность, чем его предшест-венник Роман Козак, и постепенно делает театр на Тверском бульваре доступным самой широкой публике. За годы его руководства в афише появились настоящие коммерческие хиты (за которые отвечает в основном сам худрук, ставящий беспроигрышные варианты вроде «Женитьбы Фигаро» или «Талантов и покойников»), шумные премьеры («Добрый человек из Сезуана» или «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова) и даже не слишком радикальные эксперименты с новой драмой или пластическим театром («Гардения» и «Сучилища» Семена Серзина, «Материнское поле» Сергея Землянского). Свое прежнее сотрудничество с Декланом Доннелланом в качестве режиссера-ассистента Писарев прекрасно использовал и на новом месте: в 2013-м знаменитый англичанин выпускает в Театре Пушкина «Мера за меру».
2010-2011
18—28 сентября 2010
Международный фестиваль театра и кино о современности «Текстура» (автор идеи и организатор — Эдуард Бояков). Фестиваль проводится в Перми, его главный лозунг — «Твори сегодня!» Помимо театральной у фестиваля еще три основные программы — кино, пьесы и сценарии. «Текстура» прошла четыре раза, последний — в 2013 году. В 2014-м финансирование фестиваля было прекращено без каких-либо объяснений.
18 февраля 2011
Юрий Бутусов возвращается в Театр им. Ленсовета, который покинул в 2004 году. За годы работы в качестве главного режиссера он выпускает несколько громких премьер: «Макбет. Кино» по пьесе Шекспира «Макбет» (специальная премия жюри «Золотой маски» за поиск уникального сценического языка), «Чайка» и «Дядя Ваня» (лучшая работа режиссера, 2015 и 2018 годы соответственно). Бутусов занимает в спектаклях преимущественно молодую часть труппы, оставляя другим режиссерам право работы с артистами старшего поколения. В Петербурге режиссер вместе с актрисой Анной Алексахиной также набирает курс, который затем принимает в театр. 20 ноября 2017 года Бутусов становится художественным руководителем театра, но уже 6 марта 2018-го со скандалом увольняется с этой должности.
17 апреля 2011
В Петербурге вручена крупнейшая европейская театральная премия «Европа — театру». В номинации «Новая театральная реальность» премию получили Андрей Могучий, Кристиан Смедс и Кэти Митчелл, а специальный приз достался Юрию Любимову. Из российских режиссеров премию «Новая театральная реальность» в 1999 году получил Анатолий Васильев.
20 мая 2011
Миндаугас Карбаускис назначен главным режиссером Театра им. Маяковского вместо Сергея Арцибашева. Вопреки ожиданиям, Карбаускис ведет в театре довольно мягкую политику, приглашая к сотрудничеству режиссеров разных школ и поколений. В профессиональной среде даже бытует мнение, что он пожертвовал своей режиссерской карьерой ради благоприятного климата в театре. За годы работы Карбаускиса не случилось ни одного громкого скандала (кроме, пожалуй, его полемики с Евгенией Куриленко, которую на посту директора быстро — еще в 2011 году — сменил Леонид Ошарин). Зато в Театре им. Маяковского шумно отметили 90-летний юбилей, сделали ремонт и научились работать со зрителем.
2011-2012
1 сентября 2011
В Школе-студии МХАТ начинаются занятия на курсе Дмитрия Брусникина. Через год Юрий Квятковский ставит со студентами вербатим «Это тоже я», с которого начинается история брусникинцев. За четыре года «Мастерская» выпустила около 10 спектаклей за пределами школы: в театре «Практика», Театре.doc, Центре им. Мейерхольда и Боярских палатах. Они открывали юбилейную церемонию «Золотой маски», сочиняли уличные шоу на ВДНХ и перформансы для Пушкинского музея, играли вербатим в студии телеканала «Дождь». В 2015 году, будучи выпускным курсом Школы-студии, создали независимый негосударственный театр, сохранив название «Мастерская Брусникина». Сейчас труппа театра — это выпускники 2015 года и подрастающие выпускники 2019-го. В 2018-м бродячая труппа окончательно осела в «Практике», куда их мастера назначили худруком весной того же года, за несколько месяцев до смерти.
Сентябрь 2011
Валерий Фокин, с 2003 года живущий на два города, Москву и Санкт-Петербург, и возглавляющий одно-временно Центр им. Мейерхольда и Александринский театр, передает правление первой экспериментальной площадкой, какой задумывался ЦИМ, Виктору Рыжакову. Рыжаков известен в первую очередь постановками по пьесам Ивана Вырыпаева, которым он первым из всех российских режиссеров сумел найти адекватный сценический язык. При нем ЦИМ становится пристанищем для самых разных низовых театральных инициатив и одним из самых интересных мест театральной Москвы.
30 сентября 2011
Руководителем Департамента культуры города Москвы назначен Сергей Капков, до того бывший директором Центрального парка культуры и отдыха им. Горького в Москве. Сразу после назначения Капкова на должность директора в парке начались масштабные преобразования. Например, впервые в Москве тут были проложены велодорожки и открыты велопрокаты. Теперь с именем Капкова часть театрального сообщество связывает надежды на долгожданные преобразования в области культуры.
7 октября 2011
На территории «Винзавода» стартует придуманный Кириллом Серебренниковым проект «Платформа», в нем сосуществуют разные виды искусства: современный танец, музыка, театр, поэзия, мультимедиа. У каждого из четырех направлений свой куратор. Театр в первый год берет себе сам Серебренников, танец отдает руководителю центра танца и перформанса ЦЕХ Елене Тупысевой, музыку — композитору Сергею Невскому, медиа — художникам Аристарху Чернышеву и Алексею Шульгину. Финансирование «Платформы» поддерживалось администрацией президента РФ и осуществлялось через специальные программы поддержки инновационных практик в современном искусстве Министерства культуры Российской Федерации. «Платформа» была стартовым проектом по внедрению нового поколения авторов и продюсеров в активное поле российской культуры, попыткой выстроить параллельную культурную жизнь, основанную на новых идеях и европейской модели развития.
Февраль 2012
В Центре им. Мейерхольда при поддержке Департамента культуры Москвы (которым с 30 сентября 2011 года руководит Сергей Капков) открывается Школа театрального лидера. Цель школы, напоминающей курсы повышения квалификации, — научить молодых режиссеров, продюсеров, драматургов, театроведов и художников разрабатывать театральные стратегии, эффективно управлять театрами и реформировать их в соответствии с запросами сегодняшнего дня. Занятия строятся по принципу практикумов и семинаров, в гости к слушателям приходят ведущие деятели театра, экономисты, культурологи. Обучение проходит по системе модулей, каждый из которых посвящен своей теме. В конце обучения все защищают финальные работы, связанные с реорганизацией одного из московских театров. Заметными результатами деятельности ШТЛ становятся создание увлеченного своим делом кадрового резерва, установление внутрицеховых связей и работа «Группы юбилейного года» в Театре на Таганке.
22 мая 2012
Родители участников детского хора Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко выразили негодование в связи с намеченной на 10 июня постановкой в театре спектакля «Сон в летнюю ночь» на музыку Бриттена по одноименной пьесе Шекспира. В результате руководству театра удалось отстоять спектакль, созданный совместно с Английской национальной оперой. Но сам факт атаки на деятелей искусства (в письме жалобщиков содержались прямые обвинения в адрес режиссера Кристофера Олдена, не скрывающего своей гомосексуальной ориентации, и художественного руководителя оперы театра Александра Тителя, которому в опере «Травиата» якобы уже удалось протащить на сцену пропаганду развратных действий) стал первым звонком, свидетельствовавшим об изменении общественного климата.
2012-2013
7 августа 2012
Художественным руководителем Московского театра им. Гоголя назначен Кирилл Серебренников. Это вызвало волну протестов и скандалов: актеры старой труппы выходили на улицы Москвы, собирались у кинотеатра «Пушкинский» и взывали к властям с просьбой остановить беспредел захвата национальных ценностей пришлыми режиссерами. В сентябре объявлено о планах Серебренникова по расформированию театра и превращению его в Гоголь-центр — место, где сосуществуют все виды современного искусства и помимо спектаклей российских и европейских режиссеров проходит программа «Гоголь плюс»: кинопоказы, лекции, дискуссии, концерты и выставки. Открытие Гоголь-центра перформансом «00:00» состоялось 2—3 февраля. Уже в первом сезоне в Гоголь-центре выпущено 6 премьер (три в большом зале и три в малом), состоялось множество концертов и дискуссий. В сезоне 2013/2014 вышли 13 новых спектаклей, а также открылась первая в России «Театральная медиатека».
10 августа 2012
Мировая премьера спектакля Дмитрия Крымова «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» в Королевском шекспировском театре (Стратфорд-на-Эйвоне) в программе World Shakespeare Festival. 24 августа 2012 года спектакль показан в King’s Theatre (Эдинбург). 17 октября спектакль выходит и в России, в «Школе драматического искусства». Позиционируется он как совместное детище Лаборатории Дмитрия Крымова и Чеховского театрального фестиваля. По словам создателей спектакля, они «взяли только финал пьесы, когда ремесленники готовят и показывают Герцогу свой смешной спектакль о любви Пирама и Фисбы». В спектакле заняты актеры Лаборатории Дмитрия Крымова, монтировщики, рабочие сцены ШДИ и известные артисты Лия Ахеджакова и Валерий Гаркалин. Постановка продолжает серию опытов Крымова в жанре «театра художника», которым он занимался с 2002 года, когда стал руководителем творческой лаборатории в ШДИ. За годы работы там им были выпущено около двадцати спектаклей, среди которых «О-й. Поздняя любовь», «Демон. Вид сверху», «Опус No 7», «Тарарабумбия» (все — лауреаты «Золотой маски» в разных номинациях).
29 марта 2013
Андрей Могучий возглавляет БДТ им. Г. А. Товстоногова. Режиссер-бунтарь и известный нонконформист становится художественным руководителем огромного театра федерального подчинения. Сначала он выступает с программой довольно радикальных преобразований, в том числе создает в театре социально-просветительский отдел, руководить которым приглашает Бориса Павловича, известного по работе в кировском Театре на Спасской. Но затем общий курс БДТ несколько меняется: со временем проекты с участием подростков и людей с ментальными особенностями закрываются. Сам Могучий ставит спектакли очень разной направленности — «Алису» с участием Алисы Фрейндлих, «Что делать» по роману Чернышевского, «Пьяных» по пьесе Вырыпаева, «Грозу» по пьесе Островского (оба спектакля полу-чили «Золотую маску» за лучшую работу режиссера) и «Губернатора» по Леониду Андрееву. В 2018 году он выпускает две из трех частей трилогии по Юрию Олеше — «Три толстяка. Эпизод 1: Восстание» и «Три толстяка. Эпизод 2: Железное сердце».
1 июля 2013
Борис Юхананов назначен художественным руководителем, а Марина Андрейкина — директором московского Театра им. Станиславского. Театр переживал очередные нелегкие времена, и учредитель — Департамент культуры Москвы — объявил творческий конкурс. Победители конкурса, среди участников которого были Михаил Угаров, Валерий Белякович, Андрей Житинкин, Николай Рощин, Валерий Семеновский, предложили абсолютно новую концепцию развития театра. Суть ее сводилась к полному изменению облика здания, превращению его в открытое публичное пространство и смене репертуарной политики. Театр закрылся на реконструкцию и открылся лишь спустя два года: с восстановленной малой сценой, залом-трансформером, современными служебными помещениями и фойе, ставшим пространством кафе и перформансов. 26 января 2015 года Электротеатр «Станиславский» открылся спектаклем Теодороса Терзопулоса по трагедии Еврипида «Вакханки». По словам Юхананова, главной задачей обновленного театра является поиск нового художественного языка и развитие идей «новой процессуальности». Нынешний Электротеатр — это современный культурный центр, где проводятся концерты, перформансы, кинопоказы, выставки современного искусства, лекции, работают «Школа современного зрителя и слушателя», книжная лавка «Порядок слов», издательская линия «Театр и его дневник» и Мастерская индивидуальной режиссуры.
9 июля 2013
На место скоропостижно уволенного директора Большого театра Анатолия Иксанова, при котором на главную сцену страны были допущены дерзкие режиссерские эксперименты, назначен Владимир Урин. Перейдя на эту должность из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, которым он чрезвычайно успешно руководил с середины 1990-х, Урин вынужден расстаться с заботливо подобранным коллективом и поступиться своими личными вкусами (вместе с женой Ириной Черномуровой, перешедшей вслед за мужем на Театральную площадь, он много сделал для популяризации в России современного танца и барочной оперы). Но на новом месте ему довольно быстро и без революций удалось найти общий язык с большей частью огромной труппы и административным персоналом. Сегодня Большой может похвастаться стабильностью, копродукциями с ведущими фестивалями мира. Главным дирижером и музыкальным руководителем театра при Урине стал Туган Сохиев (с февраля 2014-го), а руководителем балетной труппы — Махар Вазиев (с марта 2016-го).
2013-2014
6 декабря 2013
Первый спектакль в программе празднования 50-летия Театра на Таганке и работы там «Группы юбилейного года». Группа, которую Департамент культуры отправил в театр, выросла из недр «Школы театрального лидера». В нее вошли три режиссера, художник, два театроведа. 25 ноября открытие выставки «Попытка альтернативы» завершилось акцией протеста части актеров театра, которых возмутило то, что со стен были сняты старые афиши. Последовали письма в департамент, директору театра Владимиру Флейшеру и в СМИ с призывами отстранить группу от работы. Но Сергей Капков, Евгения Шерменева, Вениамин Смехов поддержали молодых художников, и их планы были практически полностью реализованы. В итоге «Группа юбилейного года» за один сезон в Театре на Таганке выпустила четыре спектакля («1968. Новый мир» Дмитрия Волкострелова, «Репетиция оркестра» Андрея Стадникова, «Присутствие» и «Радио Таганка» Семена Александровского), провела три выставки («Попытка альтернативы», «Архив семьи Боуден», «Параллельные кривые» Ксении Перетрухиной) и организовала один драматургический фестиваль (кураторы Елизавета Спиваковская и Анна Банасюкевич). Опыт группы был важным этапом в налаживании связей официального и неофициального искусства, он же оказался фактически последним серьезным заходом современного искусства на поле репертуарного театра.
30 декабря 2013
С должности заместителя руководителя Департамента культуры Москвы уходит Евгения Шерменева — театральный продюсер, в прошлом директор фестивалей NET, «Территория» и «Гаврош», куратор проекта «Театральный синдром» и Красноярской ярмарки книжной культуры. За время ее работы в должности замглавы департамента произошли важные изменения во многих репертуарных театрах Москвы, среди которых Театр им. Гоголя, Театр им. Маяковского, Театр на Таганке. Уход Шерменевой связывали с ужесточениями в культурной сфере.
Май 2014
Старт международного проекта театральной компании Rimini Protokoll «Remote Петербург». Спектакль-путешествие для группы из 50 человек, в котором зрители взаимодействуют с городской средой под руководством виртуального гида, придумал Штефан Кэги, а реализовали сотрудники международного отдела Большого драматического театра. До премьеры в России проект успели осуществить в столицах Германии, Индии, Португалии, Бразилии и на Авиньонском фестивале 2013 года, где он стал одним из главных событий программы. «Remote Петербург» — первая работа Rimini Protokoll в России, после которой появились Remote Мoscow, «В гостях. Европа», Cargo Moscow (московские версии Cargo и Remote осуществлены стараниями импресарио нового поколения и формата Федора Елютина), «Remote Пермь» и «100 % Воронеж». Премьеру включили в программу европейской биеннале современного искусства Мanifesta-2014.
2014-2015
5 октября 2014
Умер Юрий Любимов, ровесник революции и единственный по-настоящему — то есть по языку — левый среди больших отечественных режиссеров второй половины ХХ века. Театр на Таганке, оставшийся без лидера, целиком сформировавшего его стилистику, ищет выход из кризиса, продолжая готовиться к своему 50-летию.
Март 2015
Актриса Ирина Апексимова назначена директором Театра на Таганке. Театр находится не в лучшей форме, и попытки его реорганизации Департамент культуры предпринимает не в первый раз. Но если эксперимент с радикально настроенной «Группой юбилейного года» не слишком удался, то Апексимова — несмотря на первоначальные протесты — в театре задержалась и показала себя твердым директором. Это не первый опыт актрисы в области управления: с мая 2012 года по апрель 2015-го она занимала должность директора Театра Романа Виктюка, а в 2013-м придумала и осуществила ставший постоянным фестиваль театрального искусства под открытым небом «Театральный марш». 1 октября 2015 года в Театре на Таганке стартовал экспериментальный авторский проект Апексимовой «Репетиции», который в июне 2016-го получил театральную премию газеты «Московский комсомолец» в номинации «Проект года». За время работы Апексимова сумела наладить отношения с коллективом, обновила состав труппы и репертуар, пригласила Алексея Франдетти на постановку хоррор-мюзикла «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», в 2018-м получившего три «Золотые маски» в конкурсе оперетты и мюзикла.
10 марта 2015 года
Уход Сергея Капкова с поста руководителя Департамента культуры Москвы знаменует конец прогрессивных преобразований в области театра.
Март-апрель 2015
Постановка оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета (режиссер Тимофей Кулябин) привела к скандалу всероссийского масштаба. В результате жалоб верующих и многочисленных доносов, не имевших к реальному содержанию спектакля никакого отношения, в марте по требованию Минкульта постановку исключили из репертуара, а Бориса Мездрича уволили с поста директора театра. Спектакль успел получить премию газеты «Музыкальное обозрение» и независимую премию зрительских симпатий «Звезда театрала», в его защиту было написано множество писем поддержки (в том числе открытое письмо Андрея Могучего в прокуратуру Новосибирской области). Изъятие спектакля из репертуара вызвало возмущение части горожан и театрального сообщества и стало точкой отсчета новой церковной цензуры в искусстве.
29 мая 2015
Константин Райкин выпускает в «Сатириконе» спектакль по пьесе Владимира Зайцева «Все оттенки голубого», посвященный судьбе подростка нетрадиционной сексуальной ориентации. Вокруг премьеры тут же возникает скандал, связанный с запретной темой. В результате спектакль, небезупречный с художественной точки зрения, расценивается театральным сообществом чуть ли не как героический поступок — в пору роста агрессии и нетерпимости говорить в театре на острые темы становится все сложнее.
Май 2015
На совещании Министерства культуры первый заместитель министра Владимир Аристархов высказывает резко критические замечания в адрес «Золотой маски». Основные претензии сводятся к тому, что, по его мнению, «Золотая маска» поддерживает постановки, которые «очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны и сознательно выходят за нравственные рамки». Аристархова поддержал независимый профсоюз актеров театра и кино и некоторые сотрудники министерства. Раскол театрального сообщества становится все более ощутимым. Сгущавшиеся над «Маской» тучи приводят к консолидации театральных критиков России и созданию Ассоциации театральных критиков (АТК), которая с тех пор последовательно противостоит попыткам чиновников вторгаться в творческую жизнь работников сцены.
2015-2016
16 апреля 2016
«Князь» Константина Богомолова в «Ленкоме». Жанр спектакля обозначен как «Опыт прочтения романа Ф. М. Достоевского «Идиот»». В постановке участвуют звезды «Ленкома» Александр Збруев и Виктор Вержбицкий, уже работавшие с Богомоловым в «Борисе Годунове». Роль князя Тьмышкина исполнил сам режиссер. Вторая постановка Богомолова в «Ленкоме» стала, по мнению критиков, самым резонансным спектаклем года, но по решению руководства театра «Князя» быстро сняли с репертуара. «Борис Годунов» (выпущен в сентябре 2014-го) в 2018-м также показан в последний раз — после 60 спектакля на сайте театра появляется объявление, что его посмотрели уже 37000 зрителей и, видимо, пора «прикрывать лавочку».
Июль 2016
Спектакль Кирилла Серебренникова «Идиоты» по мотивам фильма Ларса фон Триера участвует в Авиньонском фестивале. Это фактически первое появление русского театра на престижном европейском форуме после русских сезонов 1997—1998 годов.
2016-2017
17 сентября 2016
Открытие Нового пространства Театра наций. Площадка на Страстном бульваре задумана как место для междисциплинарных проектов и нового искусства, еще одно публичное пространство, открытое, по примеру Гоголь-центра и Электротеатра «Станиславский», не только во время мероприятий, но и просто для общения и встреч людей, интересующихся или профессионально занимающихся искусством. Во время фестиваля «Территория» Новое пространство превращается в площадку для мастер-классов и событий образовательной программы, а также для показов спектакля «До и после» Дмитрия Брусникина и Михаила Дурненкова, созданного по рассказам пожилых деятелей театра. Постепенно в репертуаре Нового пространства появляются собственные перформативные проекты и лаборатории с участием представителей разных видов искусства, формируется лекционный блок, проводятся выставки.
1 декабря 2016
Премьера иммерсивного спектакля «Вернувшиеся» по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Авторы многоуровневой интерактивной постановки — американская команда Journey Lab и российская компания YesBWork. В кастингах «Вернувшихся» приняли участие более 900 артистов со всей страны. На репетициях американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти учили актеров работать с пространством и телом, используя техники иммерсивного спектакля. Действие происходит на четырех этажах особняка XIX века в переулке Дашкова. В спектакле более 240 сцен, многие из которых разворачиваются одновременно. Зритель имеет полную свободу перемещения, возможность совать нос куда попало и обнаруживать потайные ходы и комнаты, но согласно правилам шоу его лицо должно быть скрыто маской; также запрещается разговаривать и дотрагиваться до актеров. Почти через год, 9 ноября 2017 года, в Петербурге состоялась премьера второго иммерсивного спектакля компании Journey Lab — «Безликих», приквела «Вернувшихся». По мнению журнала «Афиша», «Вернувшиеся» стали самым эффектным театральным шоу сезона, они также получили номинацию на «Золотую маску» в категории «Эксперимент». Бум иммерсивного театра в России продолжается на протяжении всего сезона и становится чуть ли не главной его характеристикой. Спектакли-бродилки ставят во многих городах. Как правило, это низкопробные коммерческие шоу, а вовсе не творческое переосмысление жанра.
3 декабря 2016
Открытие площадки «Трансформатор» в арт-пространстве «Электрозавод» и премьера спектакля-путешествия Всеволода Лисовского «Неявные воздействия». Согласно замыслу комиссара Лисовского, «в этом зале мы будем заниматься невозможным, делать то, что противоречит законам экономическим, физическим, театральным, художественным и законам здравого смысла». В прошлом обитатель сквота и шеф-редактор многих рейтинговых телепередач, Лисовский дебютировал в Театре.doc в 2011 году спектаклем «89—93 (Сквоты)», в котором реконструировал быт, атмосферу и отдельные события, происходившие в галерее в Трехпрудном переулке. Затем он выпустил две версии «Акын-оперы» с участием мигрантов из Таджикистана и Узбекистана, вторая из которых вошла в список самых шокирующих и необычных спектаклей экспериментальных театров Москвы по мнению пользователей kudago.com, а также получила специальную премию музыкального жюри «Золотой маски». Симптоматично, что попытка показать «Неявные воздействия» в здании «Электрозавода» проваливается — охрана не допускает в здание участников и зрителей, после чего они, несмотря на мороз, отправляются бродить по окрестностям. «Неявные воздействия» оказываются среди важнейших событий сезона.
23 мая 2017
В Гоголь-центре и дома у Кирилла Серебренникова проходят обыски в рамках дела о хищении государственных средств в основанной им некоммерческой организации «Седьмая студия», реализовавшей проект «Платформа». Обвиняемыми по делу проходят экс-директор Гоголь-центра Алексей Малобродский, бывшие бухгалтер и генеральный директор «Седьмой студии» Нина Масляева и Юрий Итин. Возбуждено дело по статье «Хищение в особо крупном размере», ущерб оценивается в сумму более 200 млн рублей. Сначала Серебренников проходил по делу свидетелем, затем Следственный комитет России забрал у него загранпаспорт «для проведения экспертизы» — таким образом, режиссер лишился возможности выезжать из России для работы над зарубежными проектами.
22 августа 2017
Кирилл Серебренников задержан в Санкт-Петербурге, где находился на съемках фильма «Лето», и этапирован в Москву. Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса России). Режиссера подозревают в хищении не менее 68 млн рублей, выделенных в 2011—2014 годах на реализацию проекта «Платформа». По версии Следственного комитета, при участии Серебренникова заведомо завышалось количество и стоимость мероприятий, проводимых в ходе проекта «Платформа», заключались фиктивные договоры на проведение вымышленных мероприятий, а деньги похищались: якобы под видом оплаты фиктивных договоров средства федерального бюджета, поступающие от Министерства культуры, выводились на расчетные счета фирм-однодневок, обналичивались и распределялись Серебренниковым между сообщниками. Серебренников назвал обвинения в свой адрес абсурдными и шизофреническими и заявил, что все деньги, выделенные государством, были потрачены по назначению.
23 августа 2017
Басманный районный суд города Москвы поместил Серебренникова под домашний арест. Ранее были арестованы директор Гоголь-центра Алексей Малобродский, главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева и бывший гендиректор компании Юрий Итин. Масляева признала свою вину и дала показания против других фигурантов дела. В частности, она заявила, что Серебренников, Малобродский и Итин создали «Седьмую студию» с целью обналичивания полученных от государства средства. На суде, состоявшемся в июне, Итина, Малобродского и Масляеву обвинили в хищении 2,3 млн рублей, предназначавшихся на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь». Сторона обвинения заявила, что этот спектакль так и не был поставлен. На самом деле премьера спектакля состоялась в ноябре 2012 года. Он пользовался большим успехом и идет до сих пор.
2017-2018
25 октября 2017
По делу «Седьмой студии» задержана директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, ранее работавшая директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ.
Октябрь 2017
Константин Райкин на съезде Союза театральных деятелей призывает к цеховой солидарности в связи с ужесточением цензуры. Его поддерживают и другие члены СТД, в частности Андрей Могучий.
Декабрь 2017
Кириллу Серебренникову присуждают в Риме престижнейшую европейскую премию «Новая театральная реальность». Режиссер не может присутствовать на церемонии, так как по-прежнему находится под домашним арестом.
12 марта 2018
Умер Олег Табаков.