Спасибо Дмитрию Волкострелову и Семёну Александровскому, на их эталонном спектакле Shoot / Get Treasure / Repeat я понял, что такое драматургия стикеров. Марк Равенхилл превосходно обращается с наклейками. Давайте перечислим слова современного мира. Свобода. Демократия. Терроризм. Любовь. Шахид. Блядь (в каком случае через «д», а в каком через «т»?). Страх. Нищета. Бомба. Армагеддон. Мы хорошие люди. Мы любим shopping & fucking. Боже, ты же не допустишь, чтобы нас взорвали.
Давайте смешаем наклейки в произвольном порядке. Шахид. Демократия, блядь, Армагеддон. Любовь. Бомба. Мать. Свобода. Секс. Боже, ты не. И т.д. Разместив действие шестнадцати 20-минутных микропьес Равенхилла в нескольких выставочных залах галереи «На Солянке», Волкострелов и Александровский предложили зрителям прогулку по плану (от первой к шестнадцатой) или как хотите, вразнобой, задом наперед, с перекурами, с кофе в буфете. Это адекватно замыслу Равенхилла. Адекватна ему и дистанция по отношению к тексту, представленная в спектакле с лукавым разнообразием. Аудиозапись, проигранная в темноте, видео, текст на экране макбука. Текст, прочитанный актерами механически, тихо, без всякого выражения. Нрзб. Новости в телевизоре, возможно, прямо сейчас. Переписка в фейсбуке (единственный момент внезапного вовлечения зрителя в тщательно и незаметно отгороженный от него спектакль: я могу поставить like во время действия – характерная для соцсетей успокоительная иллюзия участия, сопричастности).
Волкострелов замечательно умеет выделять главные свойства драматургии, которую берет в работу. Акцентировать или интерпретировать не смысл, вложенный писателем в текст, а конструкцию текста. И наглядней всего это показывает Shoot / Get Treasure / Repeat – вероятно, главный на сегодня спектакль Дмитрия Волкострелова и Семёна Александровского, оpus magnum двух минималистов. Он ведь не про то, о чем втолковывает нам Равенхилл, а про то, как Равенхилл это делает. Театр как холодильник (с эмоциями-полуфабрикатами). Искусство как мини-бар (с разнообразием изменяющих сознание жидкостей в бутылочках одного формата). Серийность, цитатность (все минипьесы имеют знакомые названия: «Троянки», «Война и мир», «Сумерки богов»), мультимедийность, интерактив, тавтологичность.
Не этого ли я хотел. Здесь гораздо удобнее и свободнее, чем в привычном театре. Здесь нет актеров, а есть сотрудники спектакля в футболках с надписью Shoot / Get Treasure / Repeat. Они как маленькие лысые доктора из романа Стивена Кинга, добрые работники смерти. Они погружают нас в другую реальность, одновременно тревожную, комфортную и знакомую. Они не требуют выключить айфон. Напротив, я могу им воспользоваться. И это будет уместно и хорошо. Радио, видео, интернет, телевизор, одиссея, война и мир, съешь пирожок, нетерпимость, блять, влюбленные женщины. Like / Comment / Share.
А это бонус-ролик для читателей блога журнала Театр. Мне кажется, он тоже на тему Shoot/ Get Treasure / Repeat: