В Вахтанговском театре появится «Павел I»

На фото — момент репетиции спектакля «Павел I» © Яна Овчинникова

30 и 31 марта на Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова пройдёт премьера спектакля Натальи Ковалёвой «Павел I» на основе пьес Дмитрия Мережковского и Евгения Симонова.

Наталья Ковалёва — в прошлом актриса Театра на Таганке, где проработала 30 лет (1979-2009), педагог Щукинского училища и режиссёр. Она поставила на Новой сцене Вахтанговского один из главных хитов сегодняшнего репертуара театра — «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека. Эта постановка в 2016 году выпускалась с молодыми артистами Первой студии. Впоследствии Ковалёва поставила в Вахтанговском ещё три спектакля на более камерных площадках театра: на Симоновской сцене в 2017 году вышел «Очарованный странник», а в Арт-кафе — «Танго между строк» (2021) и «Материнское поле» (2022). Премьера «Павла I» станет возвращением на первую площадку — Новую сцену, где идёт «Наш класс».

На фото — момент репетиции спектакля «Павел I» © Яна Овчинникова

Основным материалом для новой постановки стала пьеса Дмитрия Мережковского. Хотя «русский Гамлет» Павел I и является, вероятно, одним из самых интересных с театральной точки зрения отечественных правителей и даже исторических деятелей вообще, главным героем спектаклей он становится нечасто (и, как правило, в качестве гротескного персонажа — например, в «Киже» Серебренникова по Тынянову). Очевидно, самый известный образ императора был создан в кино — фильм Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел», как и будущая вахтанговская премьера, основан на сочинениях Мережковского. Парадоксальный герой многофигурной «пьесы для чтения», ставшей первой частью трилогии «Царство Зверя» (остальные две — романы), заинтересовал Наталью Ковалёву своей человеческой сложностью и той интенцией, которую дал ему драматург, — искренним стремлением «сделать всех счастливыми».

«Природа человека, психология толпы, жажда власти, любовь и ненависть, жизнь и смерть — главные темы пьесы, и они стоят диалога, — говорит режиссёр. — История Павла I — очень русская история, бурная, противоречивая. Личность его — человека неординарного, любознательного, образованного, остроумного, способного к поэтической импровизации и при этом болезненно самолюбивого, нервного — не может оставить равнодушным… Кто-то говорит о нём „идиот“, а кто-то называет „гением“. Но истина всегда посередине: „Я — человек“, — говорит Павел. Человек, чьё самое горячее желание — сделать всех счастливыми. И в этом его трагическое несовпадение с окружающими: каждый из его окружения хочет счастья только для себя. Услышать время, заглянуть в свою историю, присмотреться к личности Павла I и увидеть в нём глубокое человеческое страдание, нужно для того, чтобы задуматься о нас, сегодняшних».

На фото — Ирина Дымченко на репетиции спектакля «Павел I» © Яна Овчинникова

В то же время Ковалёва посчитала нужным вывести действие «из пространства быта». Поэтому она использовала не только адаптированный для постановки вариант драмы Мережковского, но и другие тексты: стихотворные монологи из пьесы Евгения Симонова и сочинённые самим режиссёром сцены воображаемой встречи Павла с Екатериной II. По словам Ковалёвой, «русский Гамлет» имеет право на такую встречу с призраком матери. Что касается другого дополнения, то трагедия в стихах «Смерть Павла I» была написана актёром и режиссёром Евгением Симоновым в 1990 году, уже после того, как он покинул пост главного режиссёра Вахтанговского театра. «Смерть Павла I» была поставлена автором в основанном им Театре-студии имени Рубена Симонова.

В начале театрального сезона было заявлено, что Павла I в спектакле Натальи Ковалёвой сыграет Александр Олешко. В итоге он остался основным, но не единственным исполнителем заглавной роли. Также её будет играть Юрий Поляк — в «Нашем классе» он играет Рысека, а в последние два сезона — этапные роли Андрея Болконского в «Войне и мире» Римаса Туминаса и Рябовского в «Попрыгунье» Айдара Заббарова. Однако основная роль Поляка в премьере — сын Павла Александр, будущий император Александр I (он играет его в очередь со стажёром Вахтанговского Климом Кудашкиным).

На фото — момент репетиции спектакля «Павел I» © Яна Овчинникова

Помимо уже упомянутых артистов, в спектакле будут заняты Ирина Дымченко (покойная императрица Екатерина II), Виталий Иванов (сын Павла Константин), Игорь Карташёв и Олег Макаров (граф Пален), Елена Сотникова и Анна Антонова (императрица Мария Фёдоровна), Елизавета Палкина и Дарья Щербакова (жена Александра Елизавета), Мария Риваль, Евгений Карельских, Наталья Молева, Ирина Калистратова, Ольга Гаврилюк, Михаил Васьков, Александр Рыщенков, Андрей Зарецкий, Карен Овеян, Евгений Кравченко, Данила Гнидо, Эюб Фараджев, Сергей Барышев, Александр Галочкин, Семён Арзуманов и Григорий Здоров.

В постановочной команде — автор сценографии и костюмов, главный художник Вахтанговского Максим Обрезков, автор музыкального оформления — написавшая музыку для «Нашего класса» Клавдия Тарабрина, режиссёры по пластике Виктория Куль и Айдар Закиров, художник по свету Руслан Майоров, видеосценограф Ася Мухина и художник-гримёр Ольга Калявина.

Комментарии
Предыдущая статья
Кассационный суд отменил оправдательный приговор Цветковой* 28.03.2023
Следующая статья
Театр Наций привезёт в Петербург шесть спектаклей 28.03.2023
материалы по теме
Новости
«Урал Балет», Пимонов и Горлинский выпускают мировую премьеру в «ГЭС-2»
19, 20 и 21 апреля в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы балета Антона Пимонова «Графит» на музыку Владимира Горлинского. Это мировая премьера, специально созданная для пространства «ГЭС-2» и осуществлённая как совместный проект с екатеринбургским театром «Урал Опера Балет».
Новости
Светлана Землякова вернёт в Театр на Таганке «Деревянных коней»
Сегодня и завтра, 18 и 19 апреля, на Основной сцене московского Театра на Таганке пройдёт премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по повестям Фёдора Абрамова.