10, 11 и 12 декабря в клубе «Дом Печати» и на Малой сцене Молодежного театра им. В.С. Загоруйко «Ангажемент» пройдет премьера двухчастного спектакля Максима Иванова «Я убил царя» по пьесе Олега Богаева.
Первая часть постановки сделана в жанре Sound-travel. Пространство «Дома Печати» превратится для слушателей в Ипатьевский дом, где они смогут стать «очевидцами» последних дней царской семьи.
Спектакль-расследование пройдет на Малой сцене театра Ангажемент. Зрители смогут выслушать и увидеть участников и очевидцев той роковой для нашей страны ночи, и завершить наконец-то это загадочное дело, которое не даёт покоя уже 100 лет.
«Пьеса выиграла конкурс современной драматургии, который проводит Российский Фондом культуры, – рассказал журналу ТЕАТР. режиссер спектакля Максим Иванов. – Художественный руководитель Тюменского молодежного театра «Ангажемент» Леонид Григорьевич Окунев предложил мне принять в нем участие в качестве режиссёра. Прочитав пьесу, я с удовольствием согласился. Пьеса адская совершенно! 16 монологов очевидцев последних дней Романовых в Екатеринбурге. Не про царя. Про людей. Про людей духовно слепых и глухих. В пьесе нет никакой религиозной направленности, но практически каждый герой указывает, что он православный.
Основа историческая, но почти все герои вымышлены. Это, конечно, авторское высказывание, эссе на тему нашего тотального эгоизма и равнодушия к человеческой жизни как таковой, о том, что наше общественное сознание настолько узкое и материалистическое, настолько несознательное, что даже если будет происходить какое-то жуткое и страшное событие связанное с человеческой жизнью, то нет гарантий что оно вообще будет замечено, а если и заметят то найдут оправдание, вроде того, что сам виноват, нечего было.
Мне очень важно, чтобы люди осознавали свою причастность к своей истории, свою важность. Поэтому я целенаправленно отказываюсь от театра традиционного формата со сценой актерами и зрителями. Сделать каждого зрителя участником своего индивидуального театра, который развивается голове каждого.
Мне помог опыт и деятельность коллектива Rimini Protokol. На их спектаклях каждый зритель путешествует в специально созданном пространстве, и совершая продуманные сценарием действия, становится участником спектакля и сам его создаёт.
Мне кажется, зритель Тюмени очень затосковал по чему-то новому для них, по новому взгляду, по новому подходу к театральному действию, я чувствую, что им очень хочется освоить то, что по каким-то необъяснимым причинам их обошло. У нас очень много скрытой творческой энергии, которой хотелось бы помогать высвобождаться, поэтому у меня в спектакле людям предоставляется возможность буквально прикасаться к истории.
В павильоне, который выстраивается в пространстве ночного клуба «Дом Печати», выстраивается целая экспозиция из вещей из Ипатьевского дома, вещей героев пьесы, Романовых, символов истории и нашего прошлого. Участники слушают истории героев в наушниках и листают фотоальбомы Романовых, рисуют на окнах, ищут ключи от сундуков, даже пьют шампанское.
Жанр sound-travel давно существует и способствует индивидуальному погружению в атмосферу спектакля и даёт возможность выстраивать свои персональные отношения с авторским словом и визуальным оформлением независимо от коллективных реакций и действий.
Это не простой материал, очень сложно его играть, если не видишь точек подключения к нему. Мы очень много с труппой театра занималась историей Романовых, изучали дневники и дела расследований убийства, все версии даже самые космические. Ездили по местам царской семьи в Тюмени. Но чем больше мы занимались Романовыми, тем больше ничего не получалось… потому что в пьесе нет ни царя, ни его семьи, а есть люди, горожане, обслуга Ипатьевского дома, водители, академики, даже собака цесаревича Алексея!
То есть, так или иначе мы приближались к людям, мы не занимались придумыванием персонажей, мы занимались поиском своего отношения к этим героям, своего отношения к истории России, к русским людям вообще, к царям, и уже от этого рождались персонажи из персонального отношения каждого артиста. Так получился ещё один спектакль на сцене, который проявил тему, которую было сложно сформулировать – тему рока, судьбы России, человеческого неведения духовной слепоты. Однажды в одной из церквей я увидел мозаичную икону Николая II. На ней было написано: «Боже, усмири Россию!» Не смири, не прости, а усмири! Мне кажется это про нас».
Максим Иванов – актер и режиссер, окончил Московскую театральную школу Олега Табакова и режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская А.В.Галибина). В театре поставил спектакль «Пролетарская мельница счастья».
Молодежного театра им. В.С. Загоруйко «Ангажемент» – частный театр, возникший в 1994 году по инициативе предпринимателя Викторям Загоруйко и артиста Леонида Окунева. Главным режиссером и постановщиком первых спектаклей стал заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Михаил Поляков. В 2000 году театр получил статус муниципального. Постоянный участник российских и международных фестивалей, среди которых: «Реальный театр» (Екатеринбург), «Золотой Конек» (Тюмень), «ПоМост»: Провинциальные театры России» (г. Новокуйбышевск), «ПостЕфремовское пространство», «Новый взгляд» (В. Уфалей), Коляда-PLAYS» (г. Екатеринбург), «Играем Гоголя!» (Омск), «Золотая Маска», «CHELоВЕК ТЕАТРА» и др.