В салоне L’appartement сыграли премьеру интерактивного проекта компании Stereo Story и режиссера Елены Ненашевой по тексту Екатерины Тимофеевой «Ракурс». Куртуазное пространство сыграло свою роль: спектакль о проблемах искусства фотографии пока больше похож на качественный досуг.
Недалеко от Патриарших прудов, в переулке, где могли бы гулять булгаковские герои, а именно в Трёхпрудном, есть магазин дизайнерской мебели L’appartement. Мебель там и правда продается, но со стороны магазин случайно можно принять за лофт или даже за галерею. В этом слегка богемном пространстве идет спектакль Елены Ненашевой «Ракурс». Зрителей угощают шампанским, звучат записи с виниловых пластинок, в условном фойе – импровизированный стенд с продукцией Molecule и приветливыми консультантами. На прощание каждый получит в подарок набор этой же компании. Ненашева возвращает театру некую торжественность, которая, казалось, уже окончательно исчезла. А если и осталась, то, может, в Малом, куда нарядные зрительницы до сих пор приносят туфли на каблуках, чтобы переобуться.
Вообще, Елена Ненашева занимается проектами-исследованиями, она выбирает тему и художественно ее осмысляет. Иногда, например в «Posle» (кстати, спектакль на неделю с 14 по 22 февраля восстановят в квартире, где была премьера, вернув проекту первоначальный вид), посвященном расставаниям, опыт зрителя оказывается экстенсивным: сталкиваясь с историями исчезающей любви, зритель – из-за их непохожести – получает объемно поданную тему. «Ракурс» задумывался скорее интенсивным, погружением вглубь темы, но получился все же довольно поверхностным.
Разговор артистов – на сайте они заявлены как фотограф (Павел Гончаров) и его муза (Анастасия Мишина) – со зрителями строится вокруг десяти репортажных фото, на примере которых рассматривается композиция, цвет, свет, ракурс, герои. Создателями проделана большая исследовательская работа, в тексте возникает много терминов и теорий, связанных с искусством фотографии, но спектакль оказывается привязан к анализу отобранных изображений. Он сопоставим с лекцией, в форме которой и сделан, а потому больше кажется приятным и качественным светским досугом, нежели произведением искусства.
Иногда спор о конкретном фото вдруг вырастает до разговора об этике, о невмешательстве в экстренную ситуацию ради хорошего кадра, о насилии, архетипах и манипуляции вниманием. Драматургически эти моменты воздействуют сильнее, чем флирт актеров с залом и друг с другом, потому что возникающие моральные дилеммы провоцируют на рефлексию и на осмысление не только техники, но и болезненной, как для фотографа, так и для музы, природы фотографии.
Интерактив со зрителем дает возможность для серьезной этической дискуссии. Но это уходит на второй план: фотограф и муза не говорят о болевых точках искусства, они ищут лучшую фотографию, которая, разумеется, так и не найдется, потому что идеал недостижим. В конце прозвучит фраза, что самая лучшая – та, которую ты забыл сделать вовсе: слишком было хорошо в тот момент. Согласитесь, это парадоксальный вывод из спектакля о красоте и важности фотографии.
Противоречивость интонации осознанно задается режиссером в самом начале – как знак сложности и многообразия. Зрители садятся по двое лицом друг к другу, у каждого есть конверт с черно-белой фотографией. Пары изображений подобраны таким образом, чтобы техники фотографов спорили: симметрия и хаос, статика и движение, эфемерность метафор и подробный предметный мир. Постановочный кадр против спонтанного. После длительного рассматривания и внутреннего диалога с аудиозаписью, подсказывающей темы для осмысления, партнеры меняются изображениями. Второй кадр воспринимается уже не столько как отдельное произведение, сколько в споре со первым. Ненашева дает зрителю сориентироваться, выбрать, что в технике лучше работает именно для него – и тем самым сразу задает отсутствие объективного совершенства. Правда, это же выдает, насколько иллюзорна цель парочки «лекторов».
Похоже, «Ракурс» так увлекся фотографией, что перенял и ее слабости: интересно придуманный или увиденный кадр не произведет впечатления, если он не пойман объективом. Тема спектакля придумана интересно, но она пока – не в фокусе.