12 и 13 октября в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства пройдёт премьера спектакля Дмитрия Крестьянкина «Красный фонарь: эпистолярное действие о дирекции императорских театров».
В основе постановки — письма и дневники последнего директора императорских театров Владимира Теляковского, занимавшего эту должность 16 лет (вплоть до его ареста 1 марта 1917 года). В социальных сетях музея сказано, что этот спектакль про «театр и человека, про человека в театре и про крах первого и второго».
Продюсер проекта — Анна Ласкина, руководитель отдела научного просвещения Музея театрального и музыкального искусства. Работа Крестьянкина станет третьей постановкой «музейного» театра.
«В 2019 году мы выпустили первый спектакль в Театральном музее – аудиоспектакль “Портрет” вместе с режиссёром Никитой Славичем, — рассказала Анна Ласкина нашему корреспонденту. — Это постановка про создателя, коллекционера и мецената Театрального музея Левкия Жевержеева. Так родилась идея – создать театр в музее и про музей. Наш второй спектакль “12 стульев. Фан-фикшн” был про экспозицию и временную выставку, посвящённую эпохе НЭПа.
Два года назад я задумала спектакль про дирекцию императорских театров, которая находилась именно в здании, где сейчас располагается музей. Здесь бывали все герои истории театра, о которых мы рассказываем на экскурсиях. Именно здесь Всеволод Мейерхольд подписывал свой первый контракт, именно здесь Пётр Чайковский показывал директору свою музыку к первому балету. Сюда на приём приходили Фёдор Шаляпин, Мария Савина, Константин Варламов. Как только появилась эта идея, я подумала, что без Димы Крестьянкина тут не обойтись. Он талантлив, прекрасен и делает какие-то невероятные спектакли».
По словам создателей, исторические персонажи в историческом здании появятся, чтобы «соединить прошлое и настоящее». Текст спектакля на основе воспоминаний Теляковского сочинил екатеринбургский драматург Алексей Синяев. Художником стала Александра Мошура.
«Я давно дружу с Аней Ласкиной, и это именно её мысль, что в Театральном музее должны играться спектакли, — рассказал нашей редакции Дмитрий Крестьянкин. — Материал она же предложила. Мне давно уже хотелось сделать что-то вместе, плюс сама история Теляковского показалась мне крутой. Много чего делал, написал кучу воспоминаний, но его почти никто не знает. Это была такая отправная точка. Художник спектакля Шура Мошура — мы с ней вместе работаем в последнее время, а актёры — мои бывшие студенты, выпускники мастерской Сергея Бызгу, Иван Капорин и Максим Сапранов».
Дмитрий Крестьянкин – актёр, режиссёр, театральный педагог. В 2017 году окончил РГИСИ, актёрско-режиссёрский курс профессора Юрия Красовского по специальности «режиссёр драматического театра». Работал в Тульском камерном драматическом театре и в Тульском театре русской драмы «Эрмитаж». Режиссёр и идеолог «Плохого театра», педагог РГИСИ (мастерская Cергея Бызгу). Активно работает над социальными и инклюзивными проектами, в их числе – «Не зря» (совместно с Борисом Павловичем), «Особый театр. Театральная лаборатория для слепых и слабовидящих», «Деревня и я» в РАМТе. Участник Творческой лаборатории Вахтанговского театра под руководством Римаса Туминаса, лаборатории «Место действия» (Самара). Докуметальный спектакль Дмитрия Крестьянкина «Квадрат» стал участником внеконкурсной программы «Золотой Маски» «Детский Weekend-2022».