С 11 декабря по 15 января в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства будет проходить выставка «Театр на стене», посвящённая театральным плакатам и афишам рубежа 19-20 веков.
Организаторы выставки напоминают, что для зрителя формулу Станиславского «театр начинается с вешалки» уместно было бы превратить в «театр начинается с афиши», — причём именно на период рубежа веков приходится один из самых важных этапов формирования такого представления. Вместе с новым типом театра появляется новое искусство театрального плаката, а привычная до этого момента текстовая афиша спектакля превращается в художественную: на «традиционной» афише появляется самостоятельное художественное изображение, всё большее внимание уделяется шрифтовому дизайну.
Театральный музей, выбирая из собственной коллекции в 60 тысяч афиш, плакатов и программ к спектаклям и концертам XVIII-XXI веков сотню, которую увидят посетители выставки «Театр на стене», руководствовался эстетическими принципами. Выставка предлагает рассматривать театральную афишу в контексте основных художественных направлений начала ХХ века — экспонаты «Театра на стене» (плакаты, афиши, программы) будут размещены в соответствующих разделах: модернизм; неорусский стиль; символизм, футуризм и экспрессионизм; конструктивизм и фотомонтаж.
Отдельное внимание будет уделено афишам благотворительных спектаклей и концертов, а также авторским плакатам режиссёра и художника Николая Акимова для спектаклей разных театров.
Кроме того, на выставке будет отдельный раздел, рассказывающий о том, как в плакатах современного БДТ им. Г.А. Товстоногова воплощаются традиции шрифтовой афиши 1920-х годов (театр, а также художник, график и плакатист Игорь Гурович — автор фирменного стиля БДТ — принимали участие в работе над выставкой).
В основной части «Театра на стене» будут представлены театральные плакаты известных художников эпохи — в диапазоне от Альфонса Мухи и Льва Бакста, Бориса Кустодиева и Жана Кокто до братьев Стенбергов и Александра Родченко, — а также театральные программы, оформление которых создавали Александр Головин, Константин Сомов, Иван Билибин.