В «Мастерской» Козлова теплушка «Эшелона» станет чистилищем

На фото - сцена из спектакля «Эшелон» © vteatrekozlov.net

Сегодня и завтра, 16 и 17 апреля, в петербургской «Мастерской» Григория Козлова пройдёт премьера спектакля Наталии Лапиной «Эшелон» по одноимённой пьесе Михаила Рощина.

«Эшелон» Рощина — «женская» история о войне. Десяток героинь разного возраста, с разными судьбами оказываются в первую осень Великой Отечественной войны в одной теплушке. Пьеса, которую Рощин посвятил своей матери, была написана в начале семидесятых. В эпиграфе-посвящении говорится: «…речь здесь пойдёт о войне, но не о сражениях и бойцах, не о героях-воинах, кому и положено быть мужественными и стойкими, а о тех, кто выжил и выстоял, когда, казалось бы, нельзя было ни выжить, ни выстоять. Наши матери были простые женщины, самые простые, слабые женщины — те, кого принято называть простыми, слабыми женщинами». Почти одновременно, в 1975 году, вышли две первых постановки «Эшелона» — обе знаковые для истории отечественного театра: в «Современнике» пьесу поставила Галина Волчек при участии Иосифа Райхельгауза, во МХАТе — Анатолий Эфрос.

Для «Мастерской» важно соединение времени действия с сегодняшним днём, хотя Наталия Лапина — ученица Григория Козлова и художественный руководитель Городского театра — предлагает воспринимать «Эшелон» как поэтическую и даже метафизическую историю. В частности, она настаивает на необходимости уйти от быта в привычном смысле — чему, в том числе, способствует и сам текст пьесы. Лапина рассказала пресс-службе «Мастерской»: «Дело в том, что Рощин написал не совсем пьесу, он написал трагическую повесть <авторское определение жанра. — прим. редакции>. Поэтому, кроме слов, которые поделены на реплики, мы ещё и используем в тексте все его ремарки. Мы не совсем отказались от быта, ведь всё равно в основе — человеческие отношения, человеческий конфликт, всё, что касается людей, но это не обязательно выражать через кастрюли, сковородки, костры, картошку и так далее. Это оказывается не нужно, потому что важным оказывается, кто кого любит или ненавидит, что случается в пути, — а средства выразительности для этого мы ищем свои».

В официальном релизе об этом говорится так: «Теплушка становится чистилищем, в котором человек предельно раскрывается, обнажая свою сущность. Для режиссёра принципиален не сюжетный рассказ, а высокое сказание, поэма, легенда. У этой войны женское лицо, как женское лицо у жизни и смерти. Эшелоном едет сама судьба, единый мир, создаваемый населением поезда, сливающийся в целое, звучащий голосом нации, голосом народа. Режиссёр использует приём, восходящий к структуре древнегреческой трагедии: на сцене наравне с героями действует хор — групповой персонаж, олицетворяющий народ. Хор задаёт ритм, атмосферу и настроение каждой сцены, каждый персонаж существует в двух ипостасях, то включаясь в сцену, то возвращаясь в единый хор судьбы.

На фото — сцена из спектакля «Эшелон» © vteatrekozlov.net

Планшет пола в чёрном пространстве сцены становится то полом теплушки, то вагонной стеной — светлое пятно во мраке, он подобен плоту, на котором сквозь тьму и хаос движутся неизвестно куда случайно встретившиеся люди, и в любую минуту их так же, как и многих других, может поглотить разбушевавшаяся вокруг не подвластная человеку стихия. Их путь не лежит в будущее — они даже не загадывают завтрашнего дня, но они движутся по своему настоящему, полно и неистово проживая каждую минуту».

Соавторами Лапиной стали художник Николай Слободяник, художник по костюмам Стефания Граурогкайте, художник по свету Евгений Ганзбург и музыкальный руководитель Евгения Натанова. За пластику в спектакле отвечает Максим Пахомов, за музыкальное оформление (от классики военных лет до песен Виктора Цоя и Елены Фроловой) — Владимир Бычковский.

На центральную роль Кати назначены три актрисы — Анна Арефьева, Алёна Братчикова и Вера Латышева (последняя также играет Нину). В остальных ролях: Юлия Нижельская, Анастасия Стебнева, Есения Раевская, Арина Лыкова, Александра Ионова, Фома Бызгу, Полина Сидихина, Дарья Соловьёва, Ксения Морозова, Дмитрий Житков, Мария Поликарпова, Георгий Воронин, Дарья Завьялова, Михаил Гаврилов и Юлия Вибе. Кроме того, в «Эшелоне» участвует приглашённая актриса — звезда спектаклей Андрия Жолдака Елена Калинина (она играет Машу).

Комментарии
Предыдущая статья
Евгения Сафонова превратит роман Кутзее в инсталляцию 16.04.2022
Следующая статья
Следствие вменяет Полянкину рейдерский захват активов Райкина 16.04.2022
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.