Петербургский театр «Мастерская» 5 августа открыл 12-й сезон и рассказал о ближайших планах. В сезоне 2021-2022 театр планирует выпустить пять премьер, выпуск первой намечен уже на 22 сентября.
Традиционный для «Мастерской» интерес к русской классике и драматургии советских лет на сей раз обретёт библейские обертоны. В частности, первой премьерой сезона станет спектакль Романа Габриа по мотивам «Бесов» Достоевского. Напомним, в 2019 году Габриа стал главным режиссёром «Мастерской». Дебютировал в новом статусе он постановкой «В рыбачьей лодке» — основанным на новозаветных мотивах авторским спектаклем в жанре «монологи галилейских рыбаков». В случае с «Бесами» (пресс-релиз сообщает рабочее название спектакля — «Петруша, сын ты мой или нет?») Габриа исследует русскую хтонь через призму достоевско-библейских мотивов и выбирает для этого одну романную линию, «историю убийства студента Шатова», как сформулировано в релизе. В официальном анонсе говорится: «Концепцию создания тайной организации, участники которой практически не знакомы между собой, режиссёр накладывает на бесовщину как явление русской мифологии. <…> бес может быть в каждом, и никто не может побороть беса за другого. Единственное, что дано человеку — изничтожить беса в себе самом. Роман Габриа возводит текст Достоевского к библейскому воззванию „Спасись сам, и через тебя спасутся тысячи“ <в действительности это высказывание принадлежит Серафиму Саровскому. — прим. ТЕАТР.>».
Зимой в «Мастерской» выйдет вторая премьера сезона — спектакль Наталии Лапиной, художественного руководителя Городского театра. В 2016 году Лапина поставила в «Мастерской» «Письмовник» по одноимённому роману Михаила Шишкина. В этот раз она обратится к одному из главных сочинений Михаила Рощина — пьесе «Эшелон». Согласно официальному релизу, этот «Эшелон» станет «библейским сюжетом» едва ли не в большей мере, чем «Бесы» Габриа: «Многофигурное рощинское полотно о нескольких днях пути эвакуированных в одном вагоне Наталия Лапина трактует как притчу о Ноевом ковчеге — собрались вместе чужие и чуждые, вместе пробиваются сквозь мрак и ад <…>. Будущее есть и жизнь продолжится — возможно, не для всех этих людей, но для их детей и внуков, и убогая теплушка оборачивается единственным убежищем, а после и домом среди бушующей стихии для всех, вырванных из привычного мира…».
В «Мастерской» в этом сезоне планируются два режиссёрских дебюта — в новом качестве попробуют себя артисты Максим Студеновский и Сергей Паньков. Студеновский — не только актёр «Мастерской», но и автор музыки ко многим спектаклям театра — поставит музыкальную рождественскую сказку по «Щелкунчику» Гофмана. Эта работа продолжит важное для репертуара «Мастерской» направление детских и семейных спектаклей. А Сергей Паньков, представитель младшего поколения артистов театра (выпускник 2018 года), поставит спектакль для взрослых по чеховскому «Платонову» (Григорий Козлов будет художественным руководителем постановки). Над этой пьесой Чехова Паньков и его однокурсники в формате эскизов и этюдов работали ещё во время учёбы в РГИСИ, а «сейчас пришло время большого спектакля», — формулируется в релизе. Художественным руководителем «Платонова» будет Григорий Козлов.
Григорий Козлов неоднократно говорил, что Александр Володин является для него одним из ключевых героев, художественных и нравственных ориентиров. По словам учеников Козлова, «культом» Володина пронизана вся учёба в его мастерской (и в большой мере — жизнь в «Мастерской» тоже). Однако прямое обращение к володинской драматургии на профессиональной сцене — новость и для мастера, и для его театра. В сезоне 2021-2022 Козлов намерен выпустить свою версию «Пяти вечеров». Официальный анонс называет будущий спектакль «театральным поклоном» легендарной первой постановке этой пьесы — спектаклю Георгия Товстоногова. Главную роль в новых «Пяти вечерах» сыграет Сергей Агафонов — ученик Григория Козлова, известный по работам в «Мастерской» и целом ряде других театров Петербурга.