27 июня Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского закроет 41-й театральный сезон мировой премьерой оперы Александра Чайковского «Ермак».
Это произведение было написано специально по заказу сибирского театра. В основе сюжета – создание Василием Суриковым картины «Покорение Сибири Ермаком». На сцену, помимо художника Сурикова и атамана Ермака, выйдут и другие исторические личности: хан Кучум, Иван Грозный, царица Мария Нагая, Строгановы, Николай II, Гиляровский, Лев Толстой.
Музыку написал композитор Александр Чайковский, либретто – поэт и писатель Дмитрий Макаров. Дирижировать приглашен заслуженный деятель искусств России Валерий Платонов. Режиссер-постановщик – художественный руководитель Московского академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац Георгий Исаакян.
– «Ермак» – постмодернистское произведение, но определенного толка: здесь игра с тремя временами, – рассказал режиссер об особенностях оперы. – Это история Ермака, охватывающая две разные эпохи – перед его походом на Сибирь и после, и создание Суриковым картины в конце XIX века. Плюс параллельно три сюжета – исторический, художнический и великосветский. Удвоение и утроение – сам по себе прием постмодернистский, представить себе написанную так, например, оперу Верди невозможно. Постмодернизм разный – он может быть игрой со стилями, с эпохами. По-хорошему, название оперы «Ермак» должно быть «Ермак Сурикова», потому что добрые две трети произведения посвящены рефлексии художника на тему, существует ли вообще историческая правда, и не есть ли искусство сплошной обман?
– В разных временных пластах произведения хор предстает то в виде публики на выставке картины Сурикова, то становится главным действующим лицом в казачьей станице, потому что хор – это народ, то воинство в батальных картинах, – говорит о роли хора в опере главный хормейстер Красноярского театра оперы и балета Дмитрий Ходош. – В балетной сцене у хора звукоизобразительная задача – свист стрел, звуки боя. Финальный вокализ тоже очень интересен. Художник вспоминает все, что связано с картиной, и звучит вокализ. Роль хора в этой опере такая же важная, как в классических операх на историческую тему.
В спектакле задействованы больше 40 солистов оперы, хор и балетная труппа театра.