25, 26 и 27 ноября в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского пройдёт премьера оперы Даниила Френкеля «Бесприданница» на либретто Всеволода Рождественского.
Композитор Даниил Френкель, родившийся в 1906 году, создал немало музыкально-театральных произведений. В числе последних его работ – опера «Бесприданница» по одноимённой пьесе Островского, поставленная в 1959 году ленинградским Малым оперным театром. После этого опера была забыта больше чем на полвека.
Над спектаклем работает молодая команда: режиссёр — Даниил Дмитриев, художник — Мария Высотская.
«Основным вопросом пьесы Александра Островского, по которой написана опера, всегда была сама Лариса: почему все мужчины жаждут ею обладать, но при этом никто не хочет жениться? – рассказывает об особенностях своей постановки Даниил Дмитриев. – Как мне кажется, Лариса всех притягивает к себе как человек искусства, в ней ярко выражено творческое начало: поёт, рисует, танцует – в мире дельцов она как белая ворона, тем и манит к себе. К тому же, очень хороша собой. Но всё же главное в ней – именно непохожесть на всех других женщин в этом насквозь продажном мире.
Любят ли Ларису добивающиеся её мужчины? Думаю, такое чувство к ней испытывает только Паратов. Но встав перед жестокой дилеммой – быть с любимой женщиной либо жениться на золотых приисках, – Паратов предпочитает богатство. Потому что деньги в его мире первостепенны.
Карандышев, на мой взгляд, только в финале понимает, что любит Ларису. Но уже слишком поздно. У него был шанс на взаимность, но вначале он обуреваем тщеславием, им руководит эгоцентризм, желание привлечь внимание общества к себе самому за счёт обладания такой яркой женщиной. Чересчур поторопился – и всё потерял.
На фото — Севастьян Мартынюк (Паратов) на репетиции спектакля «Бесприданница» © Елена Коновалова
Вожеватов и Кнуров – деляги, их чувства давно атрофированы, ими движет исключительно расчёт. Они не рассматривают Ларису как прибыльное вложение своих капиталов, поэтому не хотят не только взять её в жёны, но и просто по-человечески поддержать. Зачем? Оба уверены, что она и так может попасть в их сети. Вожеватов старается развратить её дорогими подарками, Кнуров дожидается, когда она будет сломлена, чтобы в самом уязвимом её состоянии сделать своей содержанкой. Время действия в спектакле – начало XX века, дореволюционная Россия, но такие взаимоотношения будут понятны и зрителям века нынешнего. К сожалению, ничего не меняется: не раз слышал от знакомых женщин, что мужчины сегодня не умеют ухаживать, не стараются понравиться и проявить себя с лучшей, романтичной стороны, а сразу стремятся овладеть. Но так было, как видим, и в прежние времена.
Что касается музыки Даниила Френкеля, то он явно вдохновлялся творчеством выдающихся композиторов, особенно Петра Ильича Чайковского. В “Бесприданнице” очень красивые дуэты и романсы, есть несколько серьёзных арий – они яркие, чувственные, легко ложатся на слух. Все сцены оперы сделаны ёмко, компактно, одно действие перетекает в другое. Не лишены самобытности фрагменты с цыганским колоритом: некоторые музыканты оркестра выйдут в образе цыган, в этих эпизодах будут задействованы и артисты балета (над пластикой сейчас работает Никита Дмитриевский). Кстати, у нас в спектакле появится также старая цыганка, вспоминающая, как в юности она безрассудно отдалась молодому цыгану, а потом всю жизнь ту ночь проклинала. В общем, вся история сводится к тому, что люди разучились любить, и отсюда все беды.
Вероятно, кто-то придёт на спектакль в надежде услышать “Мохнатого шмеля”, но вынужден разочаровать: вставных номеров из фильма Эльдара Рязанова у нас не будет. Зато знатоков интерпретаций этой пьесы наверняка порадует романс “Нет, не любил он” из фильма “Бесприданница” 1936 года.
Из сюрпризов, ожидающих публику, могу также назвать присутствие яхты. Нет, Паратов продаёт Вожеватову свой пароход “Ласточка”, тут ничего не поменялось. Но мы подумали: почему бы такому человеку, привыкшему жить с шиком, не обладать ещё и яхтой? Он же не просто деловой человек, а барин. Яхта для него некое олицетворение богатства. Как и для сегодняшних нуворишей.
Вообще, моя основная задача – максимально внятно показать конфликт происходящего, передать зрителям ключи к поведению персонажей, донести до них, почему те поступают так, а не иначе. И при этом максимально оправдать их действия в музыкальном материале, чтобы они были органичны. Надеюсь, у нас это получится».
Спектакль будет выпущен в преддверии 200-летия со дня рождения драматурга Александра Островского при поддержке Союза театральных деятелей РФ.