“В гостях. Европа”. Инструкция перед поездкой


Корреспондент Театра., побывав на спектакле, который в эти дни показывает на фестивале TERRITORIЯ группа «Rimini Protokoll», советует зрителям, как вести себя, чтобы потратить время с пользой.

Пятнадцать взрослых людей приходят в гости к незнакомому человеку. По просьбе ведущих, начинают что-то рисовать на карте, потом чертят на ней какие-то линии и путевые маршруты. Затем садятся за стол и по очереди передают друг другу странный аппарат, который при нажатии на зеленую кнопку печатает инструкции на чековой ленте. Озвучив инструкции, участники то замолкают, то, наоборот, болтают без умолку, голосуют, кладут головы на стол, встают и замирают со скрещенными на груди руками. В какой-то момент хозяйка дома ставит в духовку пирог, один из гостей включает таймер на телефоне. Потом играющие объединятся в команды по двое и начинают азартно, наперебой, отвечать на вопросы, нажимая кнопки на маленьких цветных планшетах. Победителям наливают по стопке водки, между остальными делят готовый пирог. Все пьют чай, забыв о разногласиях, соперничестве и политических спорах. Спектакль окончен.
Но спектакль ли это? И если да, то почему? Если вам еще только предстоит пойти на «В гостях. Европа», не стоит думать, что:
• Театр — это когда есть сцена и зрительный зал.
• В театре актеры играют, а остальные на них смотрят.
• В театре должно быть скучно, иногда мучительно.
• Без пьесы нет спектакля.
• Театр — это лучшая возможность спрятаться от себя, своих проблем и переживаний.

Если вы не можете расстаться с этими установками, то с новым действом от Rimini Protokoll вам лучше не связываться. К театру в традиционном смысле оно имеет мало отношения, зато напоминает одновременно тренинг личностного роста, коллективную игру-стратегию, традиционные русские посиделки на кухне, урок истории (он же — политинформация) и размышления о судьбах мира.

Не стоит бояться:
• Быть смешным.
• Выглядеть глупо.
• Говорить о себе.
• Бороться в открытую и даже заниматься армрестлингом.
• Залезать под стол и сидеть там до первого стука.
• Читать вслух (речь Уинстона Черчилля, например), когда остальные не сводят с тебя глаз.
• Признаваться в незнании очевидных фактов и еще много в чем признаваться.

Страх, как известно, съедает душу. Съедает он и того, кто пришел на этот спектакль — со страху тут можно растеряться, наболтать лишнего, произвести неверное впечатление, а в итоге лишиться удовольствия от игры. Только преодоление себя, победа над вполне понятным и свойственным каждому страхом (показаться нелепым, неумным, недостаточно сообразительным) превращает вас в полноправного участника действия.
А так как наблюдателей Rimini Protokoll не признает, то страх, в любом случае, нужно спрятать куда подальше — в противном случае придется выйти из игры и покинуть место действия, то есть квартиру.

В-третьих, надо быть готовым к тому, что в течение двух часов вам придется:

• Вспоминать то, что вспоминать давно не приходилось (или не хочется).
• Искать на карте остров Сахалин и пытаться отличить Литву от Латвии (по контуру).
• Двигать границы (как политические, так и свои собственные).
• Копаться в себе.
• Возможно, даже нарушать закон.
• Думать.
• Чувствовать.
• Играть.

Если вы будете соблюдать все эти простые правила, то на выходе получите:
1. Новые знания (о себе, истории своей семьи, страны и т.д.).
2. Интересных знакомых.
3. Позитивные эмоции и ощущение полета на несколько дней вперед.
4. Желание изменить если не мир, то хотя бы свою жизнь.
5. Инъекцию правды.
6. Уверенность в том, что театр — это то, что происходит лично с вами, а не с кем-то посторонним в суфлерской будке под сценой.

P.S. Бонусом к московской премьере «В гостях. Европа» — замечательно вкусный домашний пирог, изготовленный по фирменному рецепту. В его составе небольшая порция знаний по политэкономии, изрядное количество здравого смысла, столько же переосмысленных игровых схем, щепотка русской сентиментальности и доля черного немецкого юмора. Получится ли его испечь, в каждом конкретном случае зависит от собравшихся и их хозяев. Мне повезло: у нас пирог вышел на загляденье, и был, вопреки правилам, разрезан на равные маленькие кусочки — чтоб всем хватило.

Комментарии
Предыдущая статья
Валери Древиль: от Медеи к Аркадиной и обратно 09.10.2016
Следующая статья
Ян Фабр: «Мы лучше, чем ангелы» 09.10.2016
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…