7 сентября в московском «Гоголь-центре» творческий сезон открылся новой редакцией спектакля Кирилла Серебренникова «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера. В спектакле действие фильма перенесено в современную Москву, а манифест «Догмы» переведен на язык театра.
Как сообщает пресс-служба театра, две следующих больших премьеры выйдут в нем в конце 2018 года. 5 и 6 декабря режиссер Элмар Сеньков (Латвия) и художник Влад Огай выпустят «Мизантропа». Элмар Сеньков – звезда молодой режиссуры Латвии, неоднократный номинант и лауреат Национальной латышской премии «Ночь лицедеев». Это вторая работа режиссера в «Гоголь-центре» – в 2017 году на малой сцене театра он выпустил «Демонов» по пьесе Ларса Нурена. Специально по заказу «Гоголь-центра» Дмитрий Быков сделал новый перевод пьесы Мольера. В спектакле будут заняты молодые звезды театра, в роли Альцеста – Александр Горчилин. «В новом сезоне я жду Кирилла Семеновича, жду новую интересную работу с Эльмаром Сеньковым в «Мизантропе», – говорит Александр Горчилин. – Жду новых зрителей, а не только тех, кто нас уже знает и любит».
В середине декабря выйдет также музыкальный манифест «Барокко» – масштабный мультижанровый проект «Гоголь-центра». Генделя, Монтеверди, Перселла, Рамо, Люлли, Вивальди, Баха и других знаменитых барочных композиторов исполнят артисты «Гоголь-центра» и певцы молодежной программы Большого театра. В спектакле будут звучать тексты французских философов и кинематографистов конца 60-х годов ХХ века, а сцены из фильмов «Забриски Пойнт» Антониони и «Красота по-американски» Сэма Мендеса станут частью представления, эпиграфом к которому можно поставить слова Делеза: «Герои барокко прекрасно осознают, что не галлюцинация симулирует реальность, а сама реальность – галлюцинаторна». Автор идеи – Кирилл Серебренников, хореограф постановки – Евгений Кулагин, музыкальные руководители – Андрей Поляков и Даниил Орлов.
В 2019 году в «Гоголь-центре» ожидается еще несколько премьер. Денис Азаров поставит роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». В 2017 году роман стал настоящей сенсацией, победителем многих главных книжных фестивалей и литературных премий России. Петровы – обычная семья с обычной фамилией, ничем не выделяющаяся из повседневной серости. Петровы – представители всего самого усредненного. Но если приглядеться к этой среднестатистической жизни, то выяснится, что их взаимоотношения, эмоции и проблемы выходят далеко за рамки посредственного и обыденного.
Никита Кукушкин работает над пьесой Валерия Печейкина «Боженька» – это будет режиссерский дебют актера «Гоголь-центра» в рамках Лаборатории театра по исследованию современных текстов. «Боженька» – «комедия для детишек и взросленьких». Хотя герои пьесы и носят детские имена – Мышонок, Котенок, Журавлик – вопросы, которые она поднимает, самые взрослые. «В новом театральном сезоне я жду Кирилла Семёновича, жду того, что коллектив и команда будет так же, не прогибаясь, идти вперёд, – говорит Никита Кукушкин. – Жду момента, когда выпущу спектакль «Боженька» в качестве режиссера. Жду перемен в стране, новых героев, жду нашей победы».
Ожидается, что художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников выпустит в 2019 году «Палачей» Мартина МакДонаха, по которым он сам подготовил адаптацию русского текста. Пьеса МакДонаха «Палачи» – главное драматургическое открытие лондонской и нью-йоркской сцены сезона 2016/17 гг. Пьеса получила премии Лоуренса Оливье, The Evening Standard Theatre Awards, The WhatsOnStage Awards, Drama Theatre Awards в номинации «Лучшая новая пьеса». В постановочной команде спектакля также Евгения Добровольская и Николай Симонов.
Кроме того, в 2019 году в «Гоголь-центре» состоятся премьеры новых спектаклей хореографа Евгения Кулагина, латышского режиссера Владислава Наставшева и театральный дебют российского кинорежиссера Жоры Крыжовникова.
В сезоне продолжится Лаборатория театра по исследованию современных текстов – на малой сцене начинаются репетиции спектакля-посвящения писателю Юрию Мамлееву (режиссер Илья Шагалов).
«Гоголь-центр» запускает новый проект «Гоголь-текст». Пьесы, лекции, документальные материалы, статьи, связанные с репертуаром театра, выйдут в виде серии книг. Первыми будут изданы три книги, посвященные «Московской кинотрилогии» – спектаклям «Идиоты», «Братья» и «Страх».
Среди гастрольных планов театра – поездки в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Баку, Берлин, Гамбург, Авиньон, Дубровник и Нью-Йорк.
На открытии нового сезона команда «Гоголь-центра» поделилась своими ожиданиями.
«Я думаю, предстоящий год будет для нас непростым, но плодотворным, – считает директор Алексей Кабешев. – Мы сохраним рабочее состояние труппы и всего театра в том качестве и художественном состоянии, которое было заложено Кириллом Серебренниковым при создании «Гоголь-центра». В связи с этим я хотел бы поблагодарить всех сотрудников театра за силы, мужество и самоотдачу. И, конечно, наших зрителей за поддержку и любовь. Надеюсь, что уже в этом сезоне шестую годовщину «Гоголь-центра» мы будем отмечать вместе с Кириллом».
«В предстоящем театральном сезоне мы все ждем возвращения Кирилла и возобновления нормальной творческой работы, – говорит народная артистка России Светлана Брагарник. – А для себя я жду хорошей сильной роли, и чтобы все были живы и здоровы».
«В первую очередь, я жду возвращения Кирилла Семеновича, мы все этого ждем и продолжаем работать в ожидании новых проектов, – говорит артист Филипп Авдеев. – Будет много интересного и нового».
Фото Ирины Полярной