С 1 по 3 марта на площадке ЦИМа в пятый раз пройдет ежегодный фестиваль особого театра «Протеатр. Международные встречи» — совместный проект РОО СТР «Круг» и Театрального центра им. Вс. Мейерхольда.
Темой V ежегодного фестиваля стало развитие индивидуальной выразительности актера в соло-партитуре, мини ансамбле и большом коллективе. Главные цели фестиваля – это исследование феномена «особого театра», театра с участием людей с инвалидностью, поиск новых моделей коммуникации, ценностей современной культуры и открытие новых социальных перспектив.
Программу фестиваля 1 марта откроет перформанс «Всякий человек/ Everyman», созданный при сотрудничестве ИТС Круг и Центра им. Вс. Мейерхольда (Москва, Россия). 2 марта зрители увидят спектакль немецкой танцевальной компании tanzbar_bremen – «Touch Me / Прикоснись» (Бремен, Германия).
3 марта на сцене ЦИМа будут представлены 2 сольных перформанса, завершающих фестиваль, – проект Маркеты Странски «Fly! / Лети!» (Студия ALTA, Прага, Чехия) и «It Moves Me / Это движет мною» хореографа Аристиде Ронтини (Болонья, Италия).
Спектакли программы позволят даже неискушенному зрителю открыть новые грани особого театра и включиться в исследование этого феномена. После каждого спектакля пройдут дискуссии с создателями и исполнителями спектакля, зрителями и приглашенными экспертами.
Об особенностях программы фестиваля в этом году журналу ТЕАТР. рассказала куратор фестиваля «Протеатр. Международные встречи», создатель, руководитель РОО СТР «Круг» и режиссер ИТС «Круг», Наталья Попова.
«Особый язык, особая эстетика, процесс, формы коммуникации актеров между собой и зрителем – все эти темы будут подниматься на V фестивале «Протеатр. Международные встречи». В спектаклях «Touch me» и «Всякий человек» играют инвалиды с ментальными нарушениями. Представляя эти спектакли, мы поднимаем вопрос о важности переживания себя в коллективе. Спектакль «Touch me» (tanzbaar_bremen) – про упрощение и простоту. Современному человеку очень хочется простоты, и понятно почему возникает тяга к ней: ведь современный мир сложен и перегружен информацией. Хочется видеть репрезентацию этой простоты. В центре постановки девушка – актриса с синдромом Дауна – и ее опыт взросления. Она жаждет телесного ощущения, которое ей давала мать в детском возрасте, но постепенно начинает понимать, что это уже невозможно. Ее простота — это не придумка, это не отказ от излишней сложности, а приобретение, в них желание понять себя.
Спектакль «Всякий человек» поставлен на основе английского средневекового моралите. При всем желании поставить спектакль близко к тексту мы были вынуждены от него отойти, чтобы не быть многословными и сделать акцент на поиск «всяким человеком» ценностей своей жизни. Это история о последних часах жизни человека, приходе смерти, размышлении о своем жизненном опыте, покаянии, как обращении к самому себе и высшим ценностям жизни, к Богу. В этом проекте мы смотрим на ценности культуры с точки зрения человека с инвалидностью, но не глазами человека, которому чего-то не достает, а человека универсального – «всякого». Всякий человек созидается в культуре на ее ценностях. И в процессе постановки у нас появляется прекрасная возможность их перетрясти и проветрить.
В своих сольных спектаклях Маркета и Артистиде – «Fly» и «It Moves Me» – предлагают нам посмотреть на свое новое тело. Но усеченное тело (актеры с ампутированными конечностями) они воспринимают не как тело дефектное, а как свою новую реальность и новую целостность. Мы, зрители, становимся свидетелями этого процесса. В случае ампутирования конечности, мы видим иное тело и иной образ человека. Например, при потере одной ноги по-другому переживается ось тела. Она становиться более значимой. К тому же тело становиться значительно легче, но менее укорененным. Иначе воспринимаются стихии и удивительно, что именно образы стихий поддерживают исполнителей! Неслучайно Маркета назвала свой спектакль «Fly», а Артистиде в аннотации к своему спектаклю «It Moves Me» пишет, что на него оказали большое влияние образы воды. Наблюдая за тем, как актеры восстанавливают свою психофизическую целостность, мы сами приобщаемся к ней и можем по-новому взглянуть на себя, например, избавиться от своих страхов».
РОО СТР Круг осуществляет свою деятельность в течение 30 лет, все проекты направлены на создание условий, необходимых для инклюзии детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в культуру и общество (основные проекты: Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр в 2019 совместно с КЦ ЗИЛ; в партнерстве с Центром им. Вс. Мейерхольда — Ежегодный фестиваль особого театра Протеатр. Международные встречи; в сотрудничестве с Новой Третьяковкой — Музей открытый для всех и Суть вещей; Летняя Международная Школа особого театра и реабилитации творчеством “Theatre & Art & Rehabilitation”. Постановки ИТС Круг — это плодотворный синтез реабилитационных и эстетических задач.
Фото из архива фестиваля Протеатр