Сегодня, 14 октября, умерла Бэла Руденко — оперная актриса, педагог, солистка Киевской оперы и Большого театра, профессор Московской консерватории.
О том, что народной артистки СССР, сопрано Бэлы Руденко не стало на 89-м году жизни, сообщил на своей странице в Facebook хоровой дирижёр и педагог Евгений Волков. Информацию о кончине Бэлы Руденко подтвердил её сын (в публикации РБК приводятся его слова о продолжительной болезни артистки, ставшей причиной её смерти).
Бэла Руденко окончила Одесскую государственную консерваторию им. А.В. Неждановой (класс Ольги Благовидовой) в 1956 году. Ещё будучи студенткой, дебютировала на сцене Одесского государственного академического театра оперы и балета. С 1956 — солистка Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. В 1972 году дебютировала на сцене Большого театра, где сыграла роль Людмилы в «Руслане и Людмиле» Глинки — спектакле Бориса Покровского, — и стала солисткой Большого (до 1988 года). В 1992 году возглавила Фонд развития Большого театра, в 1995-1999 была художественным руководителем оперной труппы Большого. Как педагог начала работать ещё в Киевской консерватории, в 1997-2017 была преподавателем Московской консерватории (с 1989 — профессор). Выступала с сольными концертными и камерными программами, в том числе за рубежом
Бэла Руденко стала самой молодой певицей, удостоенной звания народной артистки СССР: она получила его в 27 лет (1960) после выступления на Декаде украинского искусства и культуры в Москве. До этого стала лауреатом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Москва, 1956, I премия и Золотая медаль) и Международного конкурса вокалистов в Тулузе (1957, Золотая медаль).
В числе знаковых ролей — Джильда в «Риголетто» и Виолетта в «Травиате» Верди, Царица ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, Наташа Ростова в «Войне и мире» Прокофьева, Антонида в «Иване Сусанине» Глинки, Марфа в «Царской невесте» и Волхова в «Садко» Римского-Корсакова, Розина в «Севильском цирюльнике» Россини, заглавная партия в «Иоланте» Чайковского.
Критики отмечали в исполнительской манере Руденко человечность, теплоту и драматизм — не самые характерные для колоратурного сопрано особенности. В частности, в книге «Певцы Большого театра СССР. Одиннадцать портретов» о Руденко говорится: «Работу певицы над оперной партией или камерным сочинением — всегда продуманную, всегда напряжённую — можно сопоставить с работой драматурга, который стремится не только постичь жизнь людей, но и своим искусством обогатить её». Кроме того, отечественная и зарубежная критика неизменно подчёркивала важность актёрской составляющей во всех работах Руденко — не только театральных, оперных постановках, но и концертных выступлениях.