31 января 2021 по стране прокатилась вторая волна митингов. Не стала исключением и Тверь, где центральную площадь города с самого утра патрулировала полиция. По стечению обстоятельств там же – в расположенном на Советской улице Театре юного зрителя – в этот день проходили показы лаборатории ТЮЗ.lab.
Ее темой стали «Произведения мировой классической литературы», а жизнь постоянно вносила свои коррективы в график и формат. В итоге проведена она была несколько позже, чем планировалось, и за это время в театре даже успел появиться новый главный режиссер – известный своими постановками современной детской литературы выпускник «Щуки» Иван Пачин. Получившиеся у участников эскизы, однако, вышли отнюдь не детскими: мало того, что почти все они недвусмысленно рифмовались с сегодняшним днем, так еще в большинстве своем оказались по-настоящему экспериментальными как по форме, так и по содержанию.
Первой показывала свою работу Оксана Погребняк из Белгорода, которая выбрала не самый простой, но географически и ментально близкий себе материал – «Майскую ночь, или Утопленницу» Гоголя. Их с артистами ТЮЗа эскиз стал не просто абстрактным пересказом романтического и в то же время жутковатого сюжета Николая Васильевича, но глубоко личным осмыслением собственной национальной, гендерной, семейной истории. Начинался показ с рассказа самой Оксаны о жизни на приграничной территории и нынешних российско-украинских отношениях, а продолжился талантливым сторителлингом пятерых артистов (Марии Крыловой, Романа Клокова, Надежды Мороз, Елены Фоминой и Михаила Хомченко), которые максимально честно – насколько это вообще возможно в театре – поведали зрителям о своих детских переживаниях и о том, как они связаны с теми местами, от Саратова до Моздока и Риги, где родились и выросли. Затем перед нами разыграли мрачную гоголевскую фантасмагорию, связав ее с настоящим постоянными выходами из образа, голосом певицы Христины Соловий и нестандартным визуальным решением с использованием проводов и фонарей всех мастей. В результате эскиз получился не просто эффектным (хотя временами действие основной – гоголевской – части все-таки чуть провисало), но и очень современным, получившим отклик буквально в каждом зрителе.
Вторая работа лаборатории – «Осенняя скука» Александра Баркара по «деревенской пьесе» Некрасова – была решена более традиционно, без игры с контекстом и публикой, а вот третья – «Король Артур и рыцари круглого стола» двукратной номинантки на «Золотую маску» Веры Поповой по роману Питера Акройда – прозвучала неожиданно остро и актуально. Вот шестеро интересных, сильных и красивых мужчин расселись среди зрителей. Вот они обсуждают измену одного из них королю – неважно, реальная она или вымышленная, но градус напряжения все время растет. Вот они начинают спорить, ругаться, выяснять отношения, кричать и даже драться. Вот они на наших глазах делят власть и никак не могут договориться, но видно, что до нас – простых смертных – им нет ровным счетом никакого дела, их волнуют только собственное положение и благополучие. Эти шестеро могут орать и пикироваться, лгать и предавать, пожимать друг другу руки и лицемерно улыбаться, но народ безмолвствует и в лучшем случае отбивает ритм в такт их песням и танцам. И в какой-то момент действие просто сходит на нет, потому что этот балаган, этот фарс, эти бои без правил могут продолжаться вечно. Но режиссера, возглавившую в 2021 году Лысьвенский театр имени А. А. Савина, и замечательно увлеченных, тонко чувствующих артистов (Андрей Иванов, Сергей Грищенко, Иван Жамойтин, Константин Григорьев, Константин Павлов и Владимир Крылов) волнуют не столько политика, поведение и сюжетная канва, а то, что происходит подспудно: нюансы отношений, мотивы поступков, внутренние голоса – озвученные вопреки обыкновению громко и внятно.
Последний эскиз «Где здесь Я?» – «авторский спектакль Павла Макарова по мотивам произведений мировой литературы о подростке» – по плану играли уже не в самом театре, под окнами которого разворачивалась стихийная демонстрация, а в центре культуры «Рельсы» – уникальном для Твери современном арт-кластере, где проходят выставки, кинопоказы и лекции, но театр пока еще только начинает свой путь. Режиссер и его «банда» (актеры Инна Волкова, Дарья Астафьева, Сергей Зюзин и Алексей Пучков) превратили пространство в настоящую концертную площадку, в полной мере использовав и гигантские окна, и зал-трансформер, и нестандартную рассадку, и необычную акустику. И, как и полагается на рок-концерте или музыкальном перформансе, в который превратился финальный показ, в нем было много энергии, драйва, заигрывания с публикой и даже чуть-чуть провокаций. Сложный подростковый мир здесь разделился на черное и белое, врагов и друзей, жизнь и смерть. По форме все грубо, наглядно, зримо, по сути – глубоко, с пониманием и сочувствием к юным и взрослым персонажам Сэлинджера, Гессе, Ведекинда в очень интересном монтаже драматурга Гули Насыровой. И, конечно, узнаваемо, пронзительно и живо – неслучайно матери в финале утирали слезы, отцы прятали глаза, а недавние подростки неистово аплодировали.
На обсуждении, проходившем сразу после финального показа, было много эмоций и откровенных признаний. Кто-то говорил о том, как детям и родителям не хватает честного, «проблемного» современного театра, кто-то видел перекличку с происходящим на улице, кто-то недоумевал по поводу обилия иностранных имен. Но почти все: и зрители, и актеры, и критики – сошлись на том, что новые формы необходимы, а острые темы не должны пугать. Более того, большинство согласилось, что именно в театре для детей и молодежи нужно говорить о насущном, а не абстрактном, о том, что волнует и болит сейчас, а не о том, что сто лет назад было прописано в школьной программе. Договорились и о том, что ТЮЗ – не обязательно сюсюканье и разговор свысока, но диалог на равных, с использованием самых разных – в том числе радикальных – театральных методов и приемов. Что касается конкретных эскизов, то мнения театралов и профессионалов тут несколько разделились, но в любом случае их судьбу определит сам театр – с учетом той художественной политики, которую будет проводить в жизнь новый главный режиссер.