POEHALi! – первый гастрольный фестиваль ЦИМа, цель которого – обмен спектаклями с независимыми театрами мира.
Гостем фестиваля этого года станет эстонский независимый театральный центр VABA LAVA из Таллина (Эстония). С 3 по 6 ноября 2019 центр сыграет в ЦИМе три спектакля.
“Решение о создании фестиваля было общим для всего творческого совета ЦИМа. Мы, работая вместе более 7 лет, ставим перед собой всегда амбициозные задачи. Нам показалось важным создать представительство российского независимого театра за рубежом – так родилась идея фестиваля. Vaba Lava – это вдохновляющий нас пример проекта, созданного по инициативе продюсера Мярта Меоса в частном секторе с целью объединения независимых эстонских театров. И пример того, как можно выживать и при этом продуктивно работать. Поэтому, когда мы поставили перед собой амбициозную задачу создать такой фестиваль, без сомнений было решено, что первым театром станет Vaba Lava”, – рассказала журналу ТЕАТР. арт-директор Центра имени Вс. Мейехольда Елена Ковальская.
3 ноября москвичи увидят документальный спектакль Юлии Ауг «Моя эстонская бабушка» – совместный проект театра R.A.A.A.M. и театрального центра Vaba Lava. Для российской актрисы эстонского происхождения ее бабушка — это родной образ, который связывает ее с Эстонией. На протяжении 7 лет с 2010 года по 2017 год Юлия Ауг вела судебные процессы, чтобы сохранить эстонское гражданство, которое у неё было, как она всегда считала, по праву рождения, потому что ее дедушка Оскар Ауг и бабушка Ксения Клеттенберг были гражданами Первой Эстонской Республики.
“В этом спектакле есть такой принцип: мою память будят, когда мне делают больно, и я бужу свою память, делая себе больно. Но за этим тянутся какие-то забавные, прекрасные и нежные воспоминания. Счастье, в конце концов, которое у меня было в детстве», – рассказала актриса и режиссер журналу ТЕАТР.
4 ноября ЦИМ покажет постановку Дмитрия Егорова «Транзит. Остановите музыку» – документальный спектакль о влиянии эстонской советской социалистической республики на развитие современной музыки в СССР. «В течение двух лет я, Андрес Попов и Наталья Наумова брали интервью у самых разных деятелей эстонской (и не только) музыки — певцов, композиторов, музыкантов, продюсеров, звукотехников и обычных зрителей, — рассказал журналу ТЕАТР. режиссер Дмитрий Егоров. — На основании этих интервью составили композицию. Эстония в позднее советское время была крайне прогрессивной: в музыке точно. Половина страны могла смотреть финское телевидение. И все новые музыкальные веяния доходили до них гораздо раньше, чем до России. Эстония, например, первое место в СССР, где появился панк-рок. На несколько лет раньше, чем в Ленинграде. Эстонская республика по количеству музыкантов, гастролировавших на территории СССР была лидером. Яак Йоала, Анне Вески, Тынис Мяги, Марью Лянек, Иво Линна, Гуннар Грапс, Велло Оруметс, ансамбли «Апельсин», «Витамин», «Руя» и др. Много их было. Но когда Эстония получила независимость, все очень сильно поменялось. Скажем так — для меня это попытка осмыслить исторический и культурный процесс через истории музыкантов”.
5 ноября фестиваль завершит постановка Сергея Потапова «Оборотень» по пьесе эстонского классика Аугуста Кицберга, повествующей о взаимоотношениях «своих» и «чужих», толпы и одиночки. Спектакль будет идти с синхронным переводом в наушниках.