Муся Тотибадзе сыграет Джульетту у Тийта Оясоо и Эне-Лийс Семпер

Премьера спектакля «Джульетта», первой российской работы на большой сцене эстонского тандема режиссёров и художников Семпер и Оясоо, пройдёт в БДТ им. Г.А. Товстоногова 8, 9 и 10 октября.

«Джульетта» в постановке Тийта Оясоо и Эне-Лийс Семпер, знаковых фигур современного театра, создателей культового «Театра NO99», участников главных мировых театральных и художественных смотров — Авиньонского фестиваля, Венецианской биеннале, — одна из самых долгожданных премьер петербургского театрального сезона. Премьера на Основной сцене БДТ должна была пройти ещё весной, но вошла в число событий, которые театрам пришлось перенести на осень из-за пандемии.

Новая «Джульетта» имеет отношение к шекспировской пьесе, но не является её прямой постановкой: спектакль Оясоо и Семпер — рефлексия на тему театра, размышление о его притягательной и губительной силе, о границах между правдой и вымыслом. По сюжету, выпускница театрального института приступает к репетициям первой большой роли — она готовится сыграть Джульетту, и этот опыт для неё — первая встреча с профессиональным театром «изнутри». Новый мир ошеломляет актрису, меняет её жизнь — и жизнь окружающих её людей: других артистов труппы и её близких. Параллельно события шекспировской пьесы начинают переплетаться с происходящим в реальной жизни и постепенно «реальность» и «театр» для молодой артистки сливаются почти до неразличимости. Примечательно, что, помимо шекспировского текста, в «Джульетте» используется отрывок пьесы другого культового британского драматурга — Сары Кейн («Страсть»/Crave).

Роль дебютантки-Джульетты в спектакле сыграет приглашённая артистка — актриса и певица Муся Тотибадзе, знакомая московским зрителям по работам в Театре Наций и, в частности, по одной из центральных ролей в спектакле худрука БДТ Андрея Могучего «Сказка про последнего ангела». Вместе с ней в «Джульетте» будут играть Геннадий Блинов (Ромео 1), Иван Федорук (Ромео 2), Варвара Павлова (Синьора Капулетти/Кормилица), Руслан Барабанов (Синьор Капулетти), Виктор Княжев (Тибальт), Рустам Насыров (Парис), Сергей Городничий (Меркуцио) и музыканты Ян Лемский (ударные) и Владимир Розанов или Дмитрий Ноздрачёв (баян).

В постановочную группу «Джульетты» вошли, помимо Семпер и Оясоо, хореограф Юри Наэль, художник по свету Юсси Русканен, а также автор саунд-дизайна Ян Лемский. Кроме того, важной составляющей спектакля стали композиции Сергея Шнурова, в том числе специально написанные для «Джульетты».

Об идее спектакля и о процессе работы над ним рассказывают Эне-Лийс Семпер и Тийт Оясоо: «В современном мире любовь стала объектом, доступным каждому, — объектом потребления. Поп-песни о любви, розовые неоновые сердечки на витринах, лавина огненно-красных роз и воздушных шаров в День святого Валентина, плакаты девушек с большими тоскующими глазами в городском пейзаже. Любовь стала знаком, товаром, неотъемлемым правом человека, будничным аксессуаром среди множества других повседневных образов. Люди сравнивают моменты счастья в Фейсбуке, в Инстаграме, делая свою личную жизнь общедоступной. Этот образ любви, кажется, должен быть больше, чем сама жизнь, чтобы соответствовать современному уровню. Кажется, концентрация любви в воздухе сейчас сильнее, чем когда-либо. Что театр может добавить к такому изобилию?

Более четырёхсот лет назад Шекспир написал историю о Ромео и Джульетте, чья любовь была настолько абсолютной, что заставила их отказаться от всего в жизни, включая саму жизнь. В центре нашей истории девушка, получившая возможность осуществить мечту любой молодой актрисы — сыграть роль Джульетты в большом театре. Но грань между художественной и жизненной реальностями начинает исчезать, а культовый текст Шекспира переплетается с фантазиями исполнителей.

На протяжении многих лет мы обсуждали различные возможности сотрудничества с Андреем Могучим, и, наконец, этот большой проект приближается к премьере. Спектакль «Джульетта» создавался в непростое время: репетиции начались в конце января 2020 года, но были прерваны из-за пандемии. Когда мы вернулись к репетициям в августе, то с новой силой оценили важнейшие для нас качества театра: присутствие, сосредоточение на мгновении. Актёры на сцене взаимодействуют не только словами и мимикой, но и всем своим существом. Энергия, возникающая сиюминутно, — это ценность, ради которой приходят в театр. Наша работа с актёрами была захватывающей — за эти месяцы и мы, и они открыли в себе новые, неизведанные грани и прониклись доверием друг другу. Большой драматический театр — это невероятный оазис искусства, процветающий в это смутное и нестабильное время. Приятно видеть преданность, сосредоточенность и веру людей в то, что собираться вместе, проводить время и дышать одним воздухом — это самое человечное, что мы можем делать».

Комментарии
Предыдущая статья
Бутусов, Коршуновас, Багдонас и Александровский обсудят значение литовского театра 05.10.2020
Следующая статья
Александр Калягин поддержал Мирнинский театр 05.10.2020
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.