11 февраля в Королевской опере в Великобритании пройдёт мировая премьера оперы Марка-Энтони Тёрниджа «Торжество» на либретто Ли Холла по мотивам одноимённой картины Томаса Винтерберга. Режиссёр спектакля — Ричард Джонс.
Фильм Винтерберга «Торжество» («Festen»), снятый в 1998 году, стал первой картиной авангардного кинематографического движения «Догма 95», идеологами которого были Ларс фон Триер и сам Винтерберг. Манифест «Догмы 95» включал в себя «Обет целомудрия» из 10 основных правил, которые должны были разрушить «иллюзию в кино». В числе требований были съёмки на натуре и исключительно на ручную камеру, отказ от любого реквизита и от «наложенной» музыки, непременное создание цветного фильма с запретом на любые фильтры и эффекты и так далее.
«Торжество», получившее спецприз на Каннском фестивале, несколько раз пробовали адаптировать для драматической сцены — первым это сделал британский драматург Дэвид Элдридж в 2004 году для спектакля в Almeida Theatre. Было создано ещё несколько постановок на основе «Торжества», в том числе на Бродвее. Однако опера Марка-Энтони Тёрниджа — первый опыт переноса этого сюжета в музыкальный театр. Либретто на основе картины Винтерберга написал британский драматург и сценарист Ли Холл — автор «Билли Эллиота», пьесы «Влюблённый Шекспир» по мотивам одноимённого фильма, сценария киноверсии мюзикла «Кошки» и байопика «Рокетмен». В анонсе премьеры сказано: «Хотя тон спектакля часто сатирический и комический, „Торжество“ в основе своей — язвительный выпад в адрес нашей способности к коллективному отрицанию».
Сюжет спектакля на сайте театра описан так: «Кристиан, старший сын Хельге, возвращается домой, чтобы отпраздновать 60-летие отца. На праздник собираются друзья, коллеги по работе и дальние родственники, включая сестру Кристиана Хелен и его не приглашённого на торжество брата Микаэля. Праздник начинается с ритуальных поздравлений и продолжается застольем, которое сопровождается обязательными сентиментальными песнями, речами и воспоминаниями. Пока всё знакомо. Но когда Кристиан встаёт, чтобы произнести тост в честь отца, его речь не ограничивается обычными похвалами, а раскрывает домашние тайны. Они полны такой шокирующей жестокости, что, несомненно, ничто уже не останется прежним».
Над спектаклем вместе с режиссёром Ричардом Джонсом (не впервые ставящим оперы Тёрниджа) работают сценограф Мириам Бютер, художник по костюмам Ники Джиллибранд, художник по свету Люси Картер и другие.