23-25 декабря в московском театре «Около дома Станиславского» сыграют премьеру спектакля «Только тот холодный осенний вечер» на основе рассказов Бунина. Руководитель постановки — Юрий Погребничко.
Спектакль основан на двух коротеньких бунинских рассказах, написанных с разницей в две недели весной 1944-го года на Лазурном берегу: «Холодная осень» и «Мадрид». Как напоминает театр в анонсе премьеры, кроме места и времени создания, а также ключевой темы любви, общего у этих текстов мало. Различна даже форма повествования: «Холодная осень» — монолог женщины, написанный от первого лица, а «Мадрид» почти полностью состоит из диалогов. Напомним, сюжетом «Мадрида» стала одна ночь — встреча молодой проститутки, которая «ходит» по Тверскому бульвару, и «разделившего с ней компанию» мужчины. В «Холодной осени» история связана с более возвышенной и трагической любовью — это воспоминание о событиях тридцатилетней давности, прощании рассказчицы с женихом, который осенью 1914 года ушёл на Первую мировую войну, где спустя месяц и погиб.
В 2014 году, спустя сто лет после описанных в «Холодной осени» событий, в театре «Около дома Станиславского» выпустили спектакль «Край света». Режиссёр Михаил Палатник, размышляя о времени Гражданской войны и связанной с ним эмиграции русских художников, объединил в этой постановке два рассказа — «Холодную осень» и «Ultima Thule» Набокова. Одна из двух частей предстоящей премьеры основана именно на той работе Палатника. Вторым режиссёром нового спектакля стал актёр «Около» Сергей Каплунов, а руководителем постановки — Юрий Погребничко.
Вынесенная в заглавие фраза «Только тот холодный осенний вечер» также взята из «Холодной осени». Это часть последнего абзаца рассказа: «Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу её. Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Всё-таки был. И это всё, что было в моей жизни — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. „Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…“ Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
Однако тема любви — не единственное, что интересует создателей спектакля в текстах Бунина. В описании премьеры говорится, что принципиальным осталось «сквозное» для всех спектаклей «Около» исследование времени и пространства — и, как во многих постановках театра, здесь будет звучать камертоном небольшой вставной текст. Он опубликован на сайте: «В рассказах Бунина определение абсолютности пространства-времени теряет смысл, отсылая к Специальной теории относительности Эйнштейна. Согласно этой теории, не существует ни абсолютного пространства, ни абсолютного времени, пространство и время зависят от наблюдателя».
Почти все участники премьеры были заняты ранее и в «Крае света» — за исключением вошедшего в труппу «Около» позднее Алексея Чернышёва и молодой актрисы Екатерины Есиной. Помимо них, в спектакле играют Лилия Загорская, Сергей Каплунов, Элен Касьяник, Алексей Шендрик, Алексей Сидоров и Александра Толстошева. За визуальное решение постановки отвечают художник Виктор Пушкин и художник по костюмам Надежда Бахвалова.
На фото — сцены из спектакля «Только тот холодный осенний вечер» © Виктор Пушкин