“Точка доступа” анонсировала образовательную часть Спонтанной программы.
Напомним, в конце марта Международный летний фестиваль искусств “Точка доступа” объявил о решении открыться весной, сформировав Спонтанную программу из экспериментальных онлайн-проектов. Традиционно фокусирующий своё внимание на сайт-специфик-спектаклях, театре, выходящем за пределы театрального пространства, фестиваль “Точка доступа” решил обратиться к очередному нетеатральному пространству, по воле случая ставшему основной средой существования, – интернету. Причём, как подчёркивали организаторы, речь не идёт об онлайн-трансляциях – “Точка доступа” остаётся площадкой для поиска новых форм, нового художественного языка, средств выразительности и коммуникации.
За неделю сформировалась первая часть Спонтанной программы, и 31 марта стартовала первая неделя проекта – все эксперименты становятся участниками конкурса, победители которого получат денежные призы. Определять лучшие работы будет команда экспертов – театральные критики Анна Банасюкевич, Дина Годер, Роман Должанский, Оксана Ефременко, Алексей Киселёв, Елена Ковальская, Кристина Матвиенко и импресарио Фёдор Елютин.
Помимо основной конкурсной программы, “Точка доступа” сформировала и параллельную образовательную программу. Первый лекционный блок продлится до 15 апреля. Все лекторы, приглашённые “Точкой доступа”, – это практики театра, причём все они работают “в пограничье между театром и инсталляцией, гейм-дизайном, перформансом и художественной интервенцией”, как формулируют организаторы.
Куратор образовательного блока Юлия Клейман поясняет: “Цель образовательной программы – познакомить молодых режиссёров с разными режиссёрскими методологиями, успешно работающими в стороне от проторенных театральных троп. Хотя, пожалуй, всё более актуальной кажется другая цель: услышать голоса тех, кто умеет оставаться спокойным и содержательным, а ещё – точно знает, что будет делать после того, как можно будет вернуться в оффлайн”.
Сегодня, 7 апреля, в 19:00 по московскому времени в онлайн выйдет режиссёр из Великобритании Тассос Стивенс – глава “агентства приключений”, компании Coney, создающей одновременно интерактивные спектакли и компьютерные игры. Coney сотрудничала культовой командой Punchdrunk, создававшей первые иммерсивные спектакли. Тассос обещает рассказать «об инструментах для игры со зрителями».
11 апреля в прямой эфир выйдет легендарный режиссёр и театровед, теоретик перформанса Ричард Шехнер. “Будучи штатным профессором Нью-Йоркского университета, Шехнер – адепт зрительского участия – давно практикует вебинары. Шехнер (сейчас ему 85) видел реконструкции своего спектакля “Дионис в 69”, приуроченные к его полувековому юбилею, и бывал на всех нашумевших иммерсивных шоу. Автору “Театра среды” и “Теории перформанса” определённо есть, что сказать по поводу подлинной и мнимой зрительской партиципации», – говорит Юлия Клейман.
Причём Шехнер не намерен читать лекцию – он собирается ответить на вопросы зрителей в режиме онлайн. “Точка доступа” приводит его “карантинное письмо”: “Я очень уважаю то, что вы делаете, и желаю вам огромного успеха, но онлайн-лекцию я проводить не хочу. Я предпочитаю подождать, когда небо очистится и я смогу приехать в Россию и встретиться с вами лично. Но я могу появиться онлайн и ответить на любые вопросы, участвовать в разговоре. Не хочу готовить лекцию, чтобы читать её в воздух. Для этого я пишу эссе и книги, и они доступны”. “Точка доступа” напоминает, что Фонд V-A-C готовит к выпуску переводы текстов Шехнера.
Наконец, 15 апреля автор спектаклей, выставок, фильмов и художественно-политических акций Мортен Тровик из Норвегии держит в секрете тему своей лекции, однако очевидно, что у него будет о чём рассказать – будь то театр “из ничего”, как формулирует Юлия Клейман, или поиск возможностей в ограничениях (Тровик, например, автор популярной книги “Предатель в Северной Корее. Гид по самой зловещей стране планеты”).
Подробности можно найти на сайте “Точки доступа”.