TheatreHD покажет “Воццека” Уильяма Кентриджа

На фото - сцена из спектакля "Воццек". Фото с сайта www.theatrehd.ru

Прямая трансляция пройдёт 11 января, а с 9 февраля экранная версия постановки выйдет в прокат в записи.

Напомним, художник и режиссёр южноафриканского происхождения Уильям Кентридж — одна из знаковых фигур современного художественного авангарда, в том числе театрального (и, прежде всего, оперного). Театральное искусство и пантомиму Кентридж изучал в школе Жака Лекока в одно время с Саймоном Макбёрни. В числе важнейших работ Кентриджа — поставленный по заказу Авиньонского фестиваля спектакль «Отрицание времени», работы в йоханнесбургском театре марионеток Handspring Puppet Company («Войцек на плато Хайвелд», «Фауст в Африке», «Убю и комиссия правды»), «Волшебная флейта» (первая постановка — в брюссельском Театре Ла Монне, 2005, а затем, в частности, в миланской опере Ла Скала, 2011). В Метрополитен-опере Кентридж поставил два чрезвычайно высоко оценённых критиками спектакля — «Нос» Шостаковича (несколько лет назад видеоверсию этого спектакля также можно было увидеть на киноэкранах) и «Лулу» Берга. Как художник является неоднократным участником Венецианской биеннале, выставок Documenta, а также Московской биеннале, в рамках которой в 2011 году проходила персональная выставка-ретроспектива Кентриджа. Персональными выставками художника сопровождались и показы его спектаклей, в частности, на Авиньонском фестивале в 2012 году и на Зальцбургском фестивале в 2017-м.

В 2014 году на фестивале «NET — Новый европейский театр» в Москве можно было увидеть поставленный Кентриджем «Зимний путь» в исполнении Маттиаса Гёрне и Маркуса Хинтерхойзера.

«Воццек» становится для Кентриджа новым обращением не только к музыке Берга, но и к драматургическому материалу — в Handspring Puppet Company в 1992 году он ставил по пьесе Бюхнера спектакль «Войцек на плато Хайвелд» (эту постановку показывали в Авиньоне). Первые показы «Воццека» прошли в 2017 году на Зальцбургском фестивале, по заказу которого и создавалась постановка, а сейчас спектакль идёт на сцене одного из копродюсеров проекта, театра «Метрополитен-опера». Отметим, что версия 2017 года (с другим составом исполнителей и дирижёром) была оценена многими критиками как главное событие оперной программы Зальцбургского фестиваля.

Тяготение Кентриджа к синтезу искусств и, соответственно, визуальному театру, стало поводом для оценки рядом критиков «Воццека» как идеального воплощения вагнеровской концепции Зальцбургского фестиваля, оперы как «гезамткунстверка». Стоит отметить, что театральность как таковая также присуща работам Кентриджа и вне театральных стен, а на сцену художник привносит элементы других визуальных и пространственных искусств. В частности, в случае с «Воццеком» речь прежде всего идёт о ставшем одним из важнейших элементов спектакля заднике-фоне, на который проецируется поток угольных изображений. Эта графика — рисунки самого Кентриджа, называемые им «анимацией бедного человека». Само действие организовано во многом также по кинематографическому принципу: пространство «задаётся» светом, выхватывающим отдельные сцены в разных точках не меняющейся декорации (художник спектакля — не Кентридж, а его постоянный соавтор, в том числе по «Зимнему пути», Сабина Тойниссен; художник по свету — Урс Шёнебаум). Кроме того, в начале спектакля Воццек запускает кинопроектор, который демонстрирует на небольшом экране поток образов, из которых краткая остановка делается только на гравюрах экспрессионистов.

Антимилитаристская фантасмагория, сочинённая Кентриджем, вписывает происходящее в контекст истории искусств. При этом история становится универсальной: экспрессионистское сочинение Берга, написанное во время и после Первой мировой войны на основе пьесы Бюхнера (начало 19 века), режиссёр помещает в период, предшествующий её началу, — хотя визуальный ряд отсылает к уже идущей мировой войне, создатели настаивают, что действие в их спектакле происходит раньше. При этом, в соответствии с обоими первоисточниками, бытовое и обыденное смешивается с сюррельным и гротесковым — вплоть до образа ребёнка Войцека и Мари, которого «играет» кукла в противогазе (куклы и марионетки также относятся к любимым Кентриджем типам и средствам театральной выразительности).

В версии театра «Метрополитен-опера» в спектакле заняты Петер Маттеи (Воццек), Эльза ван ден Хевер (Мари), Кристиан ван Хорн (Доктор), Кристофер Вентрис (Тамбурмажор), Герхард Зигель (Капитан). Дирижёр — Янник Незе-Сеген.

Комментарии
Предыдущая статья
В “Современнике” из двух новейших пьес Данилова делают один спектакль 04.01.2020
Следующая статья
Актёры и друзья Петра Фоменко расскажут о нём без закадрового текста 04.01.2020
материалы по теме
Новости
Дом Радио покажет оперно-драматическую «Антигону» с Ольгой Белинской
Сегодня и завтра, 7 и 8 декабря, в Петербурге в амфитеатре Технопарка Ленполиграфмаш пройдёт премьера спектакля режиссёра и композитора Александра Белоусова «Антигона» на основе одноимённой пьесы Софокла. Это проект Дома Радио, который откроет премьерной постановкой цикл «Театр голосов» (часть театрального…
Новости
В Нижегородской опере «Золушку» поместят в эпоху «Великого Гэтсби»
С 5 по 8 декабря в Нижегородском театре оперы и балета имени Пушкина пройдёт премьерный блок показов «Золушки» (12+) Россини в постановке Игоря Ушакова. Дирижёр-постановщик спектакля – Дмитрий Синьковский.