В Томском ТЮЗе создадут спектакль совместно с детьми и их родителями

Фото с официального сайта фестиваля "Территория".

1 и 2 октября 2020 года на сцене Томского ТЮЗа покажут премьеру «Когда мама была маленькой». Спектакль будет создан во время детской документальной театральной лаборатории вместе с детьми и их родителями.

В лаборатории под названием «Когда мама была маленькой» (которая является авторским форматом путешествующего театрального проекта режиссёра Марфы Горвиц) примут участие дети от 7 до 12 лет и их родители. Задача проекта, который начнётся 5 сентября, заключается не только в создании одноимённого спектакля, но и в том, чтобы дети могли узнать и исследовать семейные истории и предания.

Лаборатория будет проходить в несколько этапов. Так, 5-6 сентября её участники встретятся с драматургом Алексеем Житковским и обсудят детские воспоминания и семейные истории, которые станут основой для пьесы-альманаха.

С 20 по 30 сентября пройдут занятия в мастерских с режиссёром Марфой Горвиц, художником Алёной Смирницкой и хореографом Натальей Шургановой, во время которых будут создаваться актёрские этюды, а также пластические решения, декорации, костюмы и реквизит. Работа над проектом пройдёт на репетиционной площадке Томского ТЮЗа с соблюдением всех необходимых мер санитарно-эпидемиологической безопасности.

Напомним, Марфа Горвиц окончила Московскую международную киношколу в 1999, Театральное училище им. М.С. Щепкина в 2003, затем режиссерский факультет ГИТИСа в 2010 (мастерская С. Женовача). Исполняет роль Веры Дмитриевны в спектакле «Студии театрального искусства» «Захудалый род» по Н. Лескову. Как режиссёр поставила спектакли: «Бесстрашный барин» по А. Афанасьеву в РАМТе, «Русская народная почта» О. Богаева в Балаковском драматическом театре им. Е.А. Лебедева, «Богатые невесты» А. Островского, «Сказки из маминой сумки» в Театре вкуса, «Летели качели» в театре «Практика».

Марфа Горвиц рассказала журналу ТЕАТР. о замысле и особенностях проекта: «Когда мы объявили приём заявок, я даже не думала, что в этом году будет такой ажиотаж. На данный момент у нас есть 18 пар (родитель и ребёнок), это довольно много, учитывая то, что сейчас у всех начинается своя жизнь – школа, кружки, другие дела. Мы не будем делать специальный отбор, потому что именно это подразумевает социальный театр, то есть театр для любого желающего. Мы с участниками поговорим о детских удачах и поражениях, а также попробуем в этот раз добавить истории о памятных местах, своеобразную географию Томска. Дети будут путешествовать по городу своих родителей, погружаться в историю Томска через их рассказы. Так, я сама недавно узнала, что мои бабушка и дедушка учились и познакомились в Томском университете, и мой папа первый год жизни провёл в этом городе.

Важно, что играть в спектакле будут сами дети и родители. Я очень увлеклась таким театром, в нём действуют другие правила и нет актёрских амбиций, такой театр – инструмент для непрофессионалов. Главное, что можно ощутить реальную пользу этого проекта – он даёт повод для глубинного общения детей и родителей, для их единения. Я это почувствовала благодаря своим детям – через их интерес, когда я рассказываю истории из своего прошлого. Я поняла, что такой формат может сработать и заинтересовать не только нас самих, но и других. Это то, что находит отклик у всех, ведь речь идёт о понятных и знакомых ситуациях, через которые проходили все. Сложность заключается в том, что драматургию мы получаем в первый день лаборатории, то есть, по сути, не знаем, с чем будем работать. Но это и интересно – у нас есть один принцип, есть набор отработанных приёмов, но из этого всегда получается разное содержание».

«Обычно мы работаем в ускоренном формате, 4 дня по 5 часов, – поясняет режиссёр, – сейчас у нас есть возможность уделить проекту больше времени, сделать процесс более спокойным и размеренным. Этот спектакль войдёт в репертуар Томского ТЮЗа. Для нас это первый подобный опыт, раньше мы ограничивались только одним показом. Безусловно, он не будет идти часто, но я не переживаю за его дальнейшую судьбу. По опыту московских лабораторий я могу сказать, что за это время родители успевают настолько сплотиться и включиться в работу, что они уже знают, что делать, и могут собираться сами».

1 и 2 октября премьеру «Когда мама была маленькой» покажут на сцене Томского ТЮЗа (онлайн или офлайн — зависит от эпидемиологической ситуации). Это вторая постановка «Арт-лаборатории» в Томске – год назад в ТЮЗе вышел спектакль-вербатим «студенТЫ», в основу которого легли реальные истории томских студентов.

Напомним, что проект «Арт-лаборатории» фестиваля «Территория» и компании СИБУР возник в 2016 году. Он знакомит молодых актёров, режиссёров, танцовщиков и художников из регионов России с новейшими тенденциями и технологиями в театре. В работу с участниками вовлечены не только режиссёры-руководители, но и сценографы, композиторы, драматурги, медиахудожники, педагоги по пластике. С 2018 года на базе «Арт-лабораторий» создавались полноценные постановки, которые вошли в репертуар участвующих в лабораториях театров. За время работы «Арт-лабораторий» были выпущены спектакли в театрах Перми, Тобольска и Воронежа. За 3 сезона проекта 16 арт-лабораторий успешно прошли в 7 городах России: Москве, Перми, Тобольске, Томске, Нижневартовске, Воронеже, Дзержинске и Чайковском. В проекте участвовали более 350 человек.

Комментарии
Предыдущая статья
Больше десяти артистов Музыкального театра Карелии заболели коронавирусом 01.09.2020
Следующая статья
Ушёл из жизни актёр Борис Клюев 01.09.2020
материалы по теме
Новости
«Особый взгляд — 2024» привезёт в Москву спектакли Гуревича, Павловича и Щеклеиной
С 17 по 19 мая в пространстве Электротеатра «Станиславский» в Москве пройдёт Третий всероссийский Форум-фестиваль «Особый взгляд», посвящённый инклюзивному и социальному театру. Кураторами нынешнего смотра стали Алексей Крикливый, Дмитрий Крестьянкин и Полина Кардымон.
Новости
Хуснияров покажет «варево толстовского мироощущения» в «СамАрте»
15, 16 и 17 марта в Самарском театре юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера спектакля Дениса Хусниярова «Воскресение» по мотивам одноимённого романа Толстого. Пьесу-инсценировку для постановки создал драматург Алексей Житковский.