5 и 6 октября в Смоленске пройдет II Фестиваль академической музыки и актуального театра — [МЕСТО: Смоленск]. Локациями для спектаклей и концертов станут обувная фабрика, башня крепостной стены и частный дом.
«В прошлом году был первый фестиваль. Он был документальный, по историям смолян, — рассказал журналу ТЕАТР. режиссер проекта Петр Чижов. — В этом году мы сделали коллаборацию с проектом „Геометрия звука“ и композитором Даниилом Посаженниковым. Все это мы называем фестивалем новой академической музыки и актуального театра. Смоленск — мой родной город. Здесь нет сайт-специфик театра, документального театра. Поэтому мы развиваем свой проект [МЕСТО: Смоленск], который опирается на память горожан и новые неизведанные локации в городе. Так, например, мы нашли обувную фабрику, где сейчас работает только один цех, хотя раньше это было огромное предприятие. Там будет концерт современной музыки, документальных историй и историй самой обувной фабрики. Нам важно привлекать внимание к таким затертым, неизвестным городским пространствам, актуализировать город, который часто является довольно агрессивной средой».
В творческую команду проекта также вошли петербургские драматурги Элина Петрова и Ксения Савельева.
«Почти каждый месяц мы ездим в Смоленск из Петербурга и делаем там спектакли, лекции, променады, лаборатории, — рассказала журналу ТЕАТР. драматург Элина Петрова. — Все, что мы сделали за это время, решено было объединить в цикл под названием „Там был мой дом“. Литературной основой для спектаклей послужили рассказы горожан о городе, архивные документы, заводские инструкции и артикулы, социологические опросы. Нас в первую очередь интересует индивидуальная память человека, вшитая в пространство города, зданий. Наша задача через форму театра как бы заново познакомить горожан со своим домом, с помощью театральной ситуации дать возможность вписать свой опыт в городское пространство».
Премьера спектакля-цикла о Смоленске «Там был мой Дом» пройдет 6 октября. Этот спектакль складывается из четырех частей. Первая часть — «Опыт со зрителем» — спектакль-исследование, в котором нет актеров. Здесь создается пространство диалога, где зритель встречается со зрителем, чтобы здесь и сейчас узнать, как видят город другие люди. Вторая часть — «Карманный Смоленск» — аудиоспектакль-променад, где смонтированы реальные голоса смолян, неочевидные точки зрения и локации города. Привычный маршрут парадного Смоленска предстанет в пространстве исторической памяти. Третья часть — «Там был мой Дом» — спектакль, который развернется внутри жилой квартиры, наполненной разными артефактами-воспоминаниями. И, наконец, четвертая часть — «Реквием» — это концерт современной академической музыки, концерт-прощание, который будет исполнен московскими музыкантами из проекта «Геометрия Звука», в том числе солистами ансамбля Юрия Башмета «Солисты Москвы», в Музее «Башня Громовая». Современная академическая музыка будет дополнена речитативом, созданным по интервью смолян. В основу либретто легли мысли смолян о месте города и их ответы на вопрос — если бы город был человеком, то кем бы он был.
А накануне, 5 октября на Смоленской обувной фабрике покажут поэму о производствах города «Музыка. Машины». Это музыкально-драматургическая партитура, в которую вплетены лязг машин, запах фабричных материалов, громада заводских помещений и истории смолян о несуществующих или действующих на последнем издыхании мануфактурах.
Напомним, Петр Чижов – режиссер, выпускник РГИСИ, 2016 (курс В.М.Фильштинского). В 2019 году вошел в число лучших молодых режиссеров, которым Ян Фабр вручил свою книгу «Я – ошибка».
Элина Петрова – драматург инклюзивных проектов «Особый театр». Ее пьеса «Не зря» вошла в специальную программу Фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2019».
Ксения Савельева – драматург социальных проектов. Ее пьесы входили в шорт-листы драматургических конкурсов «Ремарка», «Евразия», «Любимовка».
Даниил Посаженников – создатель проекта «Геометрия Звука» (резиденты Экспериментального пространства Центра драматургии и режиссуры на Поварской, 20, г. Москва).