Опубликован сборник «Социальный театр в России»

В Москве выпустили сборник, подводящий итоги первого Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд». Он содержит описания театральных проектов, размышления и практические наработки режиссеров, кураторов и педагогов, принимавших участие в фестивале.

Сборник материалов «Социальный театр в России» был составлен по итогам работы Форума-фестиваля «Особый взгляд», который прошёл в Москве с 28 по 31 октября 2019 года. В фестивале приняли участие более 250 специалистов из разных регионов страны, были показаны 12 спектаклей социального и инклюзивного театра. Фестиваль сопровождался обширной образовательной программой, а большинство показов транслировались в прямом эфире.

Составители сборника обобщили опыт участников фестиваля. Режиссеры, кураторы и педагоги рассказали о сложностях и успехах в работе со своими социокультурными и инклюзивными проектами, поделились практическими рекомендациями и видением перспектив этого театрального направления.

«Социальный театр — всегда про особенности, поэтому так важно делиться друг с другом методиками обучения и работы, подмечать, что получается лучше, а над чем ломаешь копья почти безрезультатно. Понимать, как наилучшим образом вплести в канву спектакля черты характера особого актера и подвести его к пониманию его роли» — рассказал учредитель Центра «Инклюзион», президент фонда поддержки  слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов.

Большой раздел сборника посвящен инклюзивному театру: в него вошли проекты инклюзивных театральных школ Центра «Инклюзион» в шести российских городах, постановки, поддержанные  фондом «Искусство, наука и спорт» и созданные в жанре «спектакли-невидимки», кейсы петербургского проекта «Квартира» фонда «Альма Матер» и казанского ансамбля «НеЗаМи».

В сборнике поднимается вопрос участия в театре подростковой аудитории. Создатели рассказывают об опыте спектакля «Одиссея 2К19», в котором играли ребята из Санкт-Петербургских детских домов. Он стал лауреатом Форума-фестиваля «Особый взгляд».

Отдельный раздел посвящен направлению «театр в тюрьме». Об особенностях работы с заключенными рассказали организаторы проектов в России и Белоруссии.

Тему социально значимых проектов в репертуарном театре раскрывает опыт режиссера спектакля «Магазин».

Раздел «Практика» содержит интервью с участниками образовательной программы Форума-фестиваля: режиссёром Борисом Павловичем, арт-директором Центра им. Мейерхольда Еленой Ковальской, педагогом «Инклюзион.Школа.Санкт-Петербург» Еленой Романовой и другими.

Организаторы Форума-фестиваля «Особый взгляд» рассчитывают, что сборник станет практическим пособием для специалистов, которые работают или ищут себя в области инклюзивного и социального театра. Материалы сборника могут быть полезны преподавателям, студентам и аспирантам творческих и гуманитарных вузов и факультетов; исследователям, изучающим современные общественные и культурные инициативы, направленные на решение острых социальных проблем.

Печатная версия сборника будет разослана в российские вузы, библиотеки, НКО и предоставлена по запросу всем желающим.  Электронная версия доступна для чтения и свободного скачивания на сайте Центра творческих проектов «Инклюзион» по ссылке.

 

Комментарии
Предыдущая статья
Во Франции отменили гастроли Большого театра из-за коронавируса 09.03.2020
Следующая статья
Александра Калинина отпустили под подписку о невыезде 09.03.2020
материалы по теме
Блог
Коллективный сон, ставший явью
В июле в «ГЭС-2» прошли показы спектакля «Лаборатория сна» с участием незрячих, слабовидящих людей и зрячих профессиональных актеров. О премьере  рассказывает одна из участниц фестиваля, Анна Шалунова.
Блог
Театр горожан в Казани: как это устроено 
Фонду «Живой город» исполняется 10 лет. ТЕАТРЪ попросил Инну Яркову, соучредительнцу фонда «Живой город» и продюсера площадки MOÑ, рассказать о фонде и о том, какие спектакли в Казани относятся к формату Театра горожан.