Сегодня и завтра, 23 и 24 марта, на Малой сцене Московского Губернского театра пройдёт премьера спектакля Ивана Пачина «Сорок первый» (12+) по одноимённой повести Бориса Лавренёва.
Режиссёр Иван Пачин — один из лидеров современного российского театра для детей, но история о любви с кровавой развязкой во время Гражданской войны адресована взрослой (и подростковой) аудитории. Знаменитая повесть Лавренёва, написанная в 1924 году, обладает многими приметами тогдашней прозы: своеобразным языком с необычной структурой фразы, а порой и самого текста, переплетением яркой «визуальной» образности с нарочитой грубостью речи, мифологизацией героев и событий, попыткой взгляда на современность как на своеобразный «театр» космического масштаба. А кроме того — возможностью различных интерпретаций, в том числе взаимоисключающих и противоречащих «идейно верному» варианту. Последнее, очевидно, позволило создать один из знаковых для истории советского кинематографа фильмов — «Сорок первый» Григория Чухрая (1957) в Каннах был отмечен спецпризом жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
Фильм Чухрая — не первая экранизация повести Лавренёва: уже в 1927 году — «по свежим следам» — Яков Протазанов снял свою версию «Сорок первого». При этом большой сценической истории у повести нет, хотя в новейшей истории российского театра была как минимум одна её заметная постановка — в конце нулевых в МХТ имени Чехова Виктор Рыжаков выпустил спектакль «Сорок первый. Opus Posth», причём для режиссёра он был уже не первым обращением к этому тексту.
Иван Пачин рассматривает «сказочную» историю любви между двумя заклятыми врагами в антураже необитаемого острова не как своеобразный раннесоветский языческий миф, а как ветхозаветную историю мира. В описании премьеры сказано: «В нашем спектакле от выстрела до выстрела эти двое, как Адам и Ева, будто проживают всю историю человечества, библейскую, мифологическую, земную — и хождение по пустыне, и потоп, и обретение рая, и изгнание из него».
Иван Пачин рассказывает: «Повесть „Сорок первый“ Бориса Лавренёва — это знаковый текст. Он о любви, я бы даже сказал, о христианской любви, при этом в нём есть очень своеобразный юмор. Я как режиссёр ещё не брался за такого рода материал, поэтому было очень интересно решать, как он сегодня должен быть сыгран, как это сегодня должно звучать, как отзываться. Это история про девочку Марютку, которая относится к жизни так, как нам всем нужно бы поучиться. Она пытается быть честной с той жизнью, которая ей дана. Пытается соответствовать тем высоким категориям и идеалам, которые диктует ей время. И это та степень честности, открытости, наивности, которой всем нам не хватает сегодня».
Вместе с режиссёром над премьерой работают его постоянные соавторы — автор инсценировки Фёдор Парасюк, художница Ольга Галицкая, художник по свету Павел Бабин, а также хореограф Елена Борисова, художник мультимедиа Аня Леонова и другие.
На роль загадочной Марютки — рыбацкой дочери, красноармейской «амазонки»-снайпера, пишущей плохие страстные стихи, — назначены сразу три актрисы: Ирина Токмакова, Дарья Рябцева и Юлия Пилипович. Её врага-возлюбленного, синеглазого белогвардейца Говоруху-Отрока, сыграет Антон Соколов. В других ролях — Евгений Сыркин, Сергей Медведев, Алексей Веретин, Эдуард Айткулов и Сергей Ренсевич.