Прямую трансляцию из Баварской национальной оперы на сайте театра можно будет посмотреть сегодня, 28 декабря, в 21:30 по московскому времени.
Барбара Ханниган — во многом уникальная фигура в музыкальном театре. Как оперная певица-сопрано она исполняет главные партии в операх не только разного уровня сложности, но, прежде всего, разных времён, стилей и типов музыкального языка. Ценящие не только мастерство, но и аналитический, интерпретаторский подход певицы композиторы пишут для неё новые сочинения (в итоге на сегодняшний день на счету Ханниган-исполнительницы более ста мировых премьер). В России Ханниган выступала лишь однажды — в 2011 году вместе с musicAeterna и Теодором Курентзисом в Москве, Петербурге и Перми она исполняла программу «Рамо-гала», составленную из театральных сочинений композитора. Даже и в этом случае принципиальным фактором оказалась не только исполнительская виртуозность певицы, но и её артистические данные — в случае с Ханниган уместно говорить не о «главных партиях», а о «главных ролях». На оперной сцене с Ханниган работали Кристоф Марталер («Лулу»), Кшиштоф Варликовский («Лулу», «Человеческий голос», «Дон Жуан»), Кэти Митчелл («Пеллеас и Мелисанда», мировые премьеры опер Джорджа Бенджамина «Написано на коже» и «Уроки любви и жестокости»), Саша Вальц («хореографическая опера» «Мацукадзэ»). Помимо этого, в 2010 году Ханниган дебютировала как дирижёр и продолжает сотрудничать в этом качестве с ведущими оркестрами. В наступающем году Ханниган вручат в Копенгагене престижную премию Леони Соннинг, а годом ранее певица получила «Грэмми» за лучший классический сольный альбом (Crazy Girl Crazy).
Что касается режиссёра Андреаса Кригенбурга, то у него Ханниган пять лет назад играла в знаковой постановке — опере Бернда Алоиса Циммермана «Солдаты» (музыкальный материал «Солдат» — один из самых сложных в ХХ веке), причём на той же сцене Баварской национальной оперы. Теперь, когда датский композитор Ханс Абрахамсен написал дебютную оперу, рассчитанную именно на голос Барбары Ханниган, певица настояла на приглашении главного театрального экспрессиониста Европы Кригенбурга для работы над постановкой: «Андреас — настоящий мастер своего дела, я верю в него. Он — талантливый рассказчик, отлично разбирается в современной музыке, в театре работает с артистом над каждым движением, досконально выстраивает все сцены. Кроме того, Андреас — страстный и смелый человек», — рассказала она в интервью «Музыкальной жизни». С самим Абрахамсеном Ханниган также находится в давнем творческом диалоге — в частности, для неё он сочинил вокально-оркестровый цикл let me tell you, а в процессе работы над постановкой «Снежной королевы», по словам Ханниган, она выступала своеобразным «музыкальным представителем» композитора.
В версии Кригенбурга сказка превращается в историю о травме, главные герои, Герда и Кай, здесь взрослые, а смысловым центром становится безграничная преданность Герды. Для режиссёра притча Абрахамсена (композитор здесь и автор либретто) — о том, что «кто-то становится в обществе настолько холодным, что погружается в свой собственный внутренний пейзаж, покрытый снегом». Кай, которого играет меццо-сопрано Рэйчел Уилсон, вследствие травмы погружается в молчание, подобное мутизму, и отказывается от любой коммуникации. При этом Снежную королеву сыграет бас Питер Роуз — идея такого «перевёртыша» принадлежит Ханниган. По её мнению, «бас может быть очень чарующим… или даже трогательным и утешающим». О своей роли актриса говорит так: «Эта история о потере близкого человека, и неважно, в чём причина случившегося — в кусочке льда, попавшем в самое сердце, депрессии, каких-то воспоминаниях, оставивших след на всю жизнь. (…) И больше всего мне нравится, что тут я играю саму себя. Герда — образ, которому свойственно сочетание силы и уязвимости. Это клубок противоречий — я страдаю от своей силы и слабости. Такова концепция роли».
Прямую трансляцию премьерного спектакля можно бесплатно посмотреть на сайте театра сегодня в 21:30, после чего ещё в течение 30 дней она будет доступна к просмотру по ссылке.