Гульназ Балпеисова выпускает в «Современнике» бунинские «хроники любви»

Промофото спектакля «Случайные встречи» в гостинице «Савой» © Яна Савина

16 и 18 июня на Другой сцене московского «Современника» пройдёт премьера спектакля Гульназ Балпеисовой «Случайные встречи» по текстам Бунина.

Спектакль «Случайные встречи» — первый результат работы режиссёрской лаборатории «Хочу как О.Н.», организованной в «Современнике» к 95-летию со дня рождения основателя театра Олега Ефремова. По итогом лаборатории три из шести эскизов были приняты для доработки до полноценных спектаклей. Помимо «Случайных встреч», в репертуар театра войдут постановки Сергея Тонышева и Лейлы Абу-аль-Кишек.

Для режиссёра Гульназ Балпеисовой обращение к текстам Бунина неслучайно — спектакль «В Париже», основанный именно на его рассказах, стал первой самостоятельной работой ученицы Римаса Туминаса. Эту дипломную постановку с участием артистов труппы в 2016 году играли на Новой сцене Вахтанговского театра (как часть проекта «Спектакли Мастерской Римаса Туминаса»).

Впоследствии Балпеисова неоднократно работала с короткой прозой — текстами Цвейга (эпизод «Лепорелла» спектакля «Стефан Цвейг. Новеллы» в Вахтанговском театре, «24 часа из жизни женщины» в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой), Манна («Моё счастье/Счастье Манна» в Вильнюсском Малом театре, «Дорога Пипзама» в Театре Камбуровой). В сезоне 2022-2023 Балпеисова выпустила успешную премьеру по текстам Пушкина и Андерсена — «Нянины сказки» в Театре Камбуровой. «Случайные встречи» станут первым опытом сотрудничества режиссёра с «Современником».

Гульназ Балпеисова рассказывает: «Артисты, занятые в моём спектакле, прекрасно владеют психологическим, подробным способом существования на сцене. Оно земное, горизонтальное. А я существую в бунинском тексте иным — вертикальным способом. Истина этого автора возникает в точке нашего пересечения, на стыке горизонтального и вертикального. Бунин — это повседневность, которая становится поэзией. Самый главный бунинский посыл, который мне открылся в работе над спектаклем, — спешите любить. Герои Бунина, так же, как и мы, часто к такому явлению природы, как любовь, просто не готовы, боятся её. Да, любовь — большой риск. Это цунами! Но есть риск гораздо больший — отказать себе в этом чувстве».

Театр Камбуровой, ставший важной частью биографии Балпеисовой, имеет прямое отношение к премьере. Музыкальный руководитель театра Олег Синкин работает над «Случайными встречами» как композитор, а в числе участников спектакля — не только актёры «Современника» (Сергей Юшкевич, Наталья Ушакова, Марина Лебедева, Георгий Богадист и постоянно сотрудничающий с театром Евгений Шишкин), но и артистка Театра Камбуровой Евгения Курова. Также одну из центральных ролей сыграет приглашённая актриса Лара Чаклин.

В основе постановки — рассказы «В Париже», «Мадрид», «Солнечный удар», «Ида» и «Памятный бал», а также фрагменты «Окаянных дней». Над инсценировкой вместе с самим режиссёром работала Мария Петерс. В анонсе премьеры говорится, что сюжеты здесь переплетаются и становятся единой историей: «Границы рассказов размыты. Бунинские персонажи с лёгкостью вторгаются здесь в чужие истории, а разные сюжеты сливаются в один. Место действия — универсальная точка, пристань для встреч и расставаний: то ли ресторан, то ли гостиница, то ли вокзал… Воля случая — вот то, что объединяет персонажей этой истории. Они, как и мы все, выбирают друг друга не случайно. Почему именно он? Почему она? Каждая встреча, из которой прорастает любовь, кажется нам результатом цепочки чудесных совпадений. Но на самом деле это выбор, который предопределён всем предшествующим ходом жизни». Жанр спектакля обозначен как «хроники любви», а пространство «пристани для встреч и расставаний» создают художник-сценограф Сергей Австриевских, художник по костюмам Анастасия Обыночная и художник по свету Нарек Туманян.

Исполнитель одной из центральных ролей Сергей Юшкевич говорит: «Гульназ очень честный, пульсирующий режиссёр. Мне невероятно интересно сочинять с ней спектакль по Бунину, который труден именно своей простотой. Интересно увидеть и раскопать в этой кажущейся простоте глубины взаимоотношений между случайными прохожими на улицах чужого города. Бунин очень немногословный автор. Но за этой сдержанностью в словах стоит кипение неистовых страстей. Надо искать состояние потерянного человека, который пытается вернуться к привычной жизни. Люди-потеряшки: кого-то выбросили, кого-то забыли, кто-то сам заблудился. Это симфония ужаса человеческого, которую Гульназ создаёт ещё и при помощи особого звукового и музыкального ряда: дыхание, оперные арии, скрип стульев, песни Вертинского. Всё это чья-то жизнь…».

Промофото спектакля «Случайные встречи» в гостинице «Савой» © Яна Савина 

Комментарии
Предыдущая статья
Полина Кардымон покажет «Инсектопедию» в Доме культуры «ГЭС-2» 14.06.2023
Следующая статья
Иво ван Хове покидает пост худрука Internationaal Theater Amsterdam 14.06.2023
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».